XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Расшифровать «Твин Пикс»: авторская мифология и фольклор в мире Д. Линча

Екатерина Романовна Тесенина
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (филиал в Санкт-Петербурге)

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу сериала Д. Линча «Твин Пикс», представляющего собой сложное и уникальное явление для современного кинематографа. Совершив сериальную революцию, «Твин Пикс» стал культовым произведением и задал высокую планку для сериальной индустрии на рубеже XX—XXI вв. Особое внимание уделяется анализу причин неутихающего и по сей день интереса к сериалу и его популярности, специфики обращения к мировому фольклору и мифологии в контексте современного кинематографа, мотиву двойничества, а также своеобразному представлению режиссером темы добра и зла.

Тезисы

В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть феномен «Твин Пикса» в рамках современной сериальной индустрии и кинематографа в целом. Цель работы — выявить корни авторской мифологии Д. Линча, а также обозначить основные темы, мотивы сериала и их своеобразное представление, благодаря которым «Твин Пикс» приобрел статус культового произведения.
Сериал нарушает четкую жанровую принадлежность, что стало одним из важных составляющих его успеха. «Твин Пикс» лишь на первый взгляд умело маскируется под детективную историю, однако она вмещает в себя элементы триллера, мистики, фантастики, сатиры, а также популярного в то время формата «мыльных опер». Важно отметить, что Линч негативно отзывался о телевидении 1980-х гг., которое делало акцент на насилии и жестокости. Именно поэтому режиссер решается снять сериал, рассказывающий историю расследования одного убийства, чтобы показать, какую значимость имеет человеческая жизнь. Линчу интересно не столько ответить на вопрос «Кто убил Лору Палмер?», сколько рассказать, кем была эта девушка. Кроме того, можно утверждать, что «Твин Пикс» еще в начале 1990–х гг. задал тренд на теории, который и в настоящее время не утрачивает своей актуальности.
Один из секретов успеха сериала заключается в его четко выстроенной мифологии. Наследуя традиции мирового кинематографа (мотив ужаса, таящегося в обыденном, и наделение «нестрашного» «страшным»), литературы («вечные темы»), мифологии (катабасис — мотив спуска в преисподнюю) и фольклора (легенды древних индейцев, наличие в истории таких фигур, как карлик и великан), режиссер создает собственный уникальный мир, в рамках которого рассуждает над такими философскими темами, как дихотомия добра и зла, двойственная природа человека и др. Линч организовывает повествование на трех уровнях: детектив (убийство Лоры Палмер), мистика (Черный и Белый Вигвамы) и собственные философские размышления; а также восстанавливает классическую традицию христианства и европейской мифологии, представляя зрителю три мира: Белый Вигвам (рай), мир людей (Твин Пикс) и Черный Вигвам (ад).
Мотив двойничества — один из основных мотивов сериала. Он раскрывается в сюжете как в наличие разнообразных двойников героев, так и в самом названии («Вершины-близнецы»). Стоит отметить, как именно режиссер подходит к теме добра и зла: Линч делает акцент не на противостоянии, а на балансе этих сил. В мире «Твин Пикса» зло само по себе неспособно творить бесчинства, для это ему требуются «агенты» в виде людей.
Так, несмотря на то, что по задумке Линча финал истории не отвечает на многие вопросы зрителя, «Твин Пикс» — это полноценное высказывание режиссера на серьезные и актуальные в настоящее время философские темы.