XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Экзистенциальные элементы в «Рассказе о Сергее Петровиче» Л. Н. Андреева

София Константиновна Довбышенко
Докладчик
студент 4 курса
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается вопрос о взаимопроникновении культур на рубеже XIX—XX вв., благодаря которому были созданы литературные тексты Л. Н. Андреева 1900—1903-х гг. Задачей исследования является поиск элементов и категорий экзистенциального, анализ механизма их работы в тексте. Мы рассмотрели полемику русского писателя с Ф. Ницше о вопросе «свободной смерти» и категории «свободы как таковой». В итоге был сделан вывод о том, что экзистенциальные мотивы, элементы экзистенциального сознания в прозе Андреева являются смысло- и сюжетообразующими в системе рассказов исследуемого периода.

Тезисы

Русская литература начала ХХ в. вбирает в себя экзистенциальный опыт писателей предыдущего столетия и преобразовывает его. В ней человек «как таковой» оказывается один на один с миром. Наиболее важными становятся два процесса: смена системы ценностей и отказ человека от идеи Бога, героев начинают интересовать вопросы о существовании и о познании самого себя. В процессе рефлексии человек оказывается в центре атрибутивной системы, основные элементы которой тождественны элементам экзистенциального сознания: страх жизни и смерти, «дробление человеческого Я», проблема выбора, одиночество, свобода/несвобода и др.
«Рассказ о Сергее Петровиче» Л. Н. Андреева представляет историю столкновения человека с вопросами о том, что есть сущность бытия, как осознать самого себя и как сделать главный выбор — жить или умереть. Герой вдохновляется идеей о сверхчеловеке и проходит несколько этапов «дробления»: первый этап — осознание себя как части мира и установление истинной, «правильной» связи с этим миром; второй — дифференциация материального и духовного в сущности героя.
Андреев создаёт собирательный образ слабых людей, запутавшихся в себе и в поисках идеала. Сергей Петрович, вдохновлённый книгой Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», разделил своё существование на «до» и «после», тем самым превратив свою жизнь в ловушку, единственный выход из которой виделся ему в «свободной смерти». Однако если у Ницше такая смерть есть показатель силы, у Андреева это — слабость.
В результате «идеал» Ницше, проникший в «человеческую» обыденность сознания героя, полностью изменяет его мироощущение и отрывает от бытия. Этот отрыв трактуется Андреевым в иронически-экзистенциальном ключе, т. к. самоубийство Сергея Петровича оказывается лишь подобием свободного перехода «по ту сторону добра и зла».