XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотивы творчества Ф. М. Достоевского в картине А. А. Тарковского «Сталкер»

Александра Альбертовна Ким
Докладчик
студент 3 курса
Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Предметом нашего исследования стали мотивы творчества Ф. М. Достоевского в картине А. А. Тарковского. Цель данной работы — изучение влияния произведений Достоевского на драму «Сталкер» на основе материалов первого замысла и итогового фильма (1980).
Мы пришли к выводу, что картина Тарковского принципиально интертекстуальна, а аллюзии в ней на романное творчество Достоевского носят неслучайный характер. С учетом контекста философской проблематики писателя фильмы режиссера могут получить новое прочтение, чем и обусловлена важность подобного исследования.

Тезисы

В творчестве А. А. Тарковского остались нереализованными несколько сценариев и замыслов, три из которых непосредственно связаны с Ф. М. Достоевским. Цель нашего исследования — выявление и анализ мотивов творчества Достоевского, особенностей поэтики их кинореализации в картине «Сталкер». Работа проводилась на материале первого замысла работы и итогового фильма (1980).
Тарковский особенно близко воспринимал философию Достоевского. Мы считаем, что в каждой из картин режиссера есть тип героя, которого условно можно назвать «юродивым». В процессе работы над картиной «Сталкер», снятой по мотивам повести А. Н. и Б. Н. Стругацких «Пикник на обочине», главный герой из разбойника превращается в блаженного, принимая черты князя Л. Н. Мышкина. Его главная цель — осчастливить людей, сделать их жизнь лучше. Бескорыстная, искренняя любовь к человечеству разительно отличает Сталкера от всех героев. Даже его жене нелегко принять самоотверженную идею мужа.
В ходе работы нами был отмечен мотив «прыжка веры», характерный для произведений Достоевского, который является доминирующим в данной картине. Зритель в той же степени, что и герои фильма, не знает, правдивы ли слухи о комнате желаний.
Т. к. фигура Сталкера оказывается неотделимой от остальных мужских персонажей, нами была выдвинута гипотеза, что Писатель и Профессор — это двойники Сталкера. Неслучайно часто внимание зрителя привлекает не столько фигура Сталкера, сколько Писателя. Интересно, что даже на некоторых афишах был изображен только Писатель. Особенно важным в раскрытии этого героя мы считаем сцену с «терновым венком».
Важно отметить, что уже начиная с «Андрея Рублева» в каждом фильме так или иначе обнаруживаются переклички с Достоевским, писателем невероятно важным в жизни режиссера, оказавшим на него сильное влияние.
В результате исследования в «Сталкере» нами были выявлены характерные черты творчества Достоевского, был проведен сопоставительный анализ героев и идей в произведении. Сделан вывод, что картина «Сталкер» сопоставляется, главным образом, с романом Достоевского «Идиот». Однако были отмечены мотивы, являющиеся центральными для всего творчества писателя, в частности, для романов «великого пятикнижия» Достоевского.