XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

К эстетике чернухи

Арина Викторовна Полтавец
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе  будут выделены эстетические особенности  «чернухи» в советском кинематографе конца 1980-х — начала 1990-х . Анализ и сопоставление этих особенностей поможет не только легитимировать это понятие и найти ему приемлемое определение, но и рассмотреть его как комплексную концепцию, отражающую переход от позднесоветского кинематографа к кинематографу России, который не совпадает с общепризнанной исторической периодизацией. В качестве эмпирического материала будут взяты первые фильмы этого направления: «Маленькая Вера», «Интердевочка», «Трагедия в стиле рок», «Авария  — дочь мента» и др. 

Тезисы

Возникшее под влиянием масштабных социально-политических преобразований времен перестройки понятие «чернуха» как в российской культуре в целом, так и в российском кинематографе в частности представляется неоднозначным феноменом. С одной стороны, оно обычно не включено в академический дискурс и существует исключительно как клише, понимаемое интуитивно, но никаким образом не концептуализируемое. С другой стороны, начиная со времен перестройки и заканчивая сегодняшним днем, российский кинематограф в массовом сознании продолжает носить ярлык «чернушный».
Одновременное присутствие и отсутствие «чернухи» в разговоре о кино обосновывает проблематичность этого понятия. Немногочисленные и не слишком тщательные зарубежные и отечественные исследования на эту тему не ставят себе целью изменить сложившуюся ситуацию. «Чернуха» остается ненаучным и разговорным понятием, что затрудняет не только работу историков отечественного кино, но и любую возможность говорить о фильмах, относящихся к этому направлению, как об уникальном эстетическом феномене, обладающем определенным набором специфических черт.
Являясь продуктом массовым, «чернуха» обладает так называемой «паракинематографичностью», характерной для непопулярных у широкой публики фильмов, находящихся на обочине мейнстрима и арт-кино. «Чернуха» существовала в рамках традиционной для советского кинематографа системы производства и дистрибуции. Одновременно с этим, она выходит за все возможные границы, как жанровые, так и визуальные, сигнализируя о новом этапе в развитии кинематографа России — появлении нового типа телесности и трансгрессии. Примечательна и черта, подмеченная А.В. Щербенком, 
 «квазидокументальность», основанная на гиперреализме и «эффекте узнавания», который «был действительно эстетическим и идеологическим, а не узнаванием в буквальном смысле».
Анализ и сопоставление вышеуказанных и других черт «чернухи» в российском кинематографе конца 1980-х - начала 1990-х поможет не только легитимировать это понятие и найти ему приемлемое определение, но и рассмотреть его как комплексную концепцию, отражающую переход от позднесоветского кинематографа к кинематографу России, который не совпадает с общепризнанной исторической периодизацией. В качестве эмпирического материала будут взяты первые фильмы этого направления, созданные в период с конца 1980-х до начала 1990-х годов: «Маленькая Вера» (1987, реж В.Пичул), «”Авария” — дочь мента» (1987, реж. М. Туманишвили), «Трагедия в стиле рок» (1987, реж. С. Кулиш), «Меня зовут Арлекино» (1989, реж. В. Рыбарев), «Игла» (1988, реж. Р. Нугманов), «Взломщик» (1987, реж. В. Огородников) и др.