XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сюрреализм и бессознательное в фильме «Андалузский пес» Л. Бунюэля

Алина Белова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Цель исследования — проследить переход идей сюрреализма в кинематограф и увидеть их развитие в фильме «Андалузский пес» Л. Бунюэля. В докладе представлен анализ фильма, основанный на ключевых концепциях сюрреализма: сновидений и бессознательного А. Бретона, отстранения от реальности, двойничества и безумия С. Дали. Научная новизна работы заключается в изучении кинематографа сюрреализма и выявлении новых жанровых особенностей. В результате исследования были найдены новые способы реализации базовых концепций направления.

Тезисы

«Андалузский пес» Л. Бунюэля, созданный в соавторстве с С. Дали, — это первый полноценный сюрреалистический фильм, получивший большое признание среди других представителей этого авангардного течения. До этого фильма сюрреализм не имел ярких примеров воплощения в кинематографе, длительно развиваясь исключительно в литературной (А. Бретон) и художественной (С. Дали) среде.
Ранние фильмы сюрреализма соединяют, развивают и переосмысляют в гротескном ключе такие ключевые идеи течения как близкое внимание к сновидениям, заимствованное из «Толкования сновидений» З. Фрейда, высвобождение бессознательной мысли Бретона, отображенное в манифесте 1924 г. и книге «Надя», порожденное параноидальной мыслью двойничество Дали, развитое в эссе «Stinking Ass», дуализм и символизм. Воплощение бессознательного в фильме трансформируется в основной мотив желания, разделяющийся на сексуальное желание и чистое желание-идею, ни одно из которых, согласно новым концепциям, не должно быть реализовано.
Гипотеза исследования заключается в обретении сюрреалистическим кинематографом нового воплощения концепции реализации бессознательного, что видно на примере «Андалузского пса». Таким образом, объяснение воплощения идей сюрреализма в новом кинематографе поможет шире рассмотреть проблему бессознательного и дополнить уже существующие классические идеи.