XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«День семьи, любви и верности»: изобретенный праздник в историческом контексте

Вера Константиновна Никитина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается сюжет о Петре и Февронии в двух исторических моментах: на этапе создания текста в середине XVI в. древнерусским книжником Ермолаем-Еразмом и во время его апроприации изобретённым в 2008 году праздником Дня семьи, любви и верности.

Тезисы

Цель исследования — выявить предпосылки актуализации сюжета о муромских чудотворцах рубежа XII—XIII вв. (святых князьях Петре и Февронии) в российском официальном праздничном календаре XXI в. Обращение к фигурам благоверных князей состоялось во времена укрепления идеологии Московского царства. Повесть о житии Петра и Февронии муромских была написана в 40—50-е гг. XVI в. Ермолаем-Еразмом в результате канонизации святых на соборе 1547 г., который ввел общерусское почитание до того местночтимых святых.
На основании литературоведческих и исторических научных исследований прослеживается отнюдь не прямой и ровный путь формирования и восприятия повести о святых князьях. Житие не было включено митрополитом Макарием в главное агиографическое собрание, ради которого оно создавалось, — Великии Минеи Четии. По наблюдениям литературоведа-медиевиста М. Б. Плюхановой, от других текстов эпохи е
е отличало эпическое сюжетостроение, непривычность мотивов и символики, не поддававшихся однозначной интерпретации. Не включенная в каноническое общерусское собрание житий святых повесть тем не менее разошлась во множестве списков. 
История изучения и публикации повести также значимы для поиска предпосылок ее актуализации в современной государственной идеологической повестке. До середины XIX в. повесть существовала в списках, число которых достигает 150-ти.  Первое научное издание повести было подготовлено Н. И. Костомаровым в 1860-м г. Ее нетипичность стала поводом к размышлениям в научной среде об эмоциональности древнерусского сюжета. К 1990-м гг. исследователи пришли к негласному договору рассматривать повесть как проявление мирских смыслов — рассказ о «взаимоотношениях» Петра и Февронии. К настоящему времени житие прочно вошло в программу для школьников 7 класса как «гимн любви и верности».
Включение сюжета повести в массовый дискурс началось в начале XXI в. В 2001 г. по решению мэра Мурома День города провели 8 июля — в день церковного почитания памяти святых Петра и Февронии. В 2006 г. информационный портал Мурома сообщал о небывалом наплыве паломников, вышли заметки с предложением праздновать 8 июля «православный день влюбленных».  Наконец, в 2008 г. комитет по социальной политике Совета Федерации РФ одобрил учреждение общероссийского праздника. Пересказанный сюжет повести стал одним из текстов, размещенных на официальном сайте нового празднования.
Я рассматриваю данный праздник в рамках концепции изобретённой традиции Э. Хобсбаума. На основании научных исследований и интернет-текстов концепции нового праздника мной проанализированы динамика интерпретации жития святых князей Петра и Февронии, исторические предпосылки для написания Повести о них и изобретения нового официального праздника в день их церковного почитания в XXI в.