XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Пять сочинений о детстве: нарративное конструирование «счастливой» реальности

Анна Родионовна Гольник
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Материалом исследования стали пять сочинений о детстве из архива Софьи Семеновны Шеметевой, которые были найдены мной во время фольклорной экспедиции 2019 г. В исследовании рассматриваются отдельные элементы построения автобиографических нарративов о детстве: временные рамки, отбор и последовательность включённых событий, упоминание или умолчание фактов глобальной истории, а также воспоминаний, переданных родителями, общая оценка периода детства. Отдельно рассматривается феномен исключительно положительных «вердиктов» детству, несмотря на то, что нарративы наполнены описаниями трудностей.

Тезисы

Материалом данного исследования стали пять сочинений о детстве, найденных мной в архиве С. С. Шеметевой в селе Дорогорское Архангельской области в ходе фольклорной экспедиции 2019 г. Пять текстов о детстве были написаны по ее просьбе ближайшими родственниками и ею самой. В сочинениях мое внимание привлекли элементы, характеризующие повествование: временные рамки, принципы отбора и расположение событий, включение или умалчивание событий глобальной истории и воспоминаний, переданных родителями, характер обобщающего «вердикта» своему детству. Методологической рамкой исследования стали работы П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности», В. В. Нурковой «Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности» и Н. Н. Козловой «Советские люди. Сцены из истории». Для начала мы даем текстологическое описание рукописей и краткую характеристику авторов (их родственных связей и отношений), историю создания сочинений взрослыми людьми и их значения для хранителя архива. Анализ временных рамок повествования мы ограничили рассмотрением периода биографий, который авторы сочинений характеризуют как «детство». Окончание периода детства для всех авторов совпадает с процессом «альтернаций»: окончание школы и начало рабочей жизни или, для одного из сочинителей, кардинальная смена окружения. Несколько авторов являются сиблингами. Этот факт дает возможность посмотреть на значение воспоминаний, переданных родителями. Одни авторы включают их в свои биографии, другие предпочитают развивать повествование на основании только собственного опыта и воспоминаний. Во всех случаях цитирования родительских воспоминаний упоминались первые дни или месяцы жизни, которые ребенок запомнить самостоятельно не мог. Выстраивание нарративов происходит у всех пяти авторов по-разному. У мужа хранительницы архива это перечисление воспоминаний, связанных с переживаниями экстремального опыта, которое происходит без видимой последовательности. Его шурин выстраивает свои воспоминания вокруг темы ранней самостоятельности. Сестра хранительницы вспоминает окружающих ее людей и перечисляет совместные занятия. У хранительницы архива воспоминания группируются вокруг различных школьных мероприятий. Ее дочь последовательно рассказывает о своих занятиях, интересах, окружении, старается как можно полнее охарактеризовать все сферы своей жизни по мере взросления. При том, что все авторы, рассказывая о детстве, говорят о трудностях и печалях, оценки событий стремятся к одному знаменателю. Четыре нарратива из пяти завершаются подведением итогов, попыткой дать оценку жизненному периоду. И в большинстве случаев детство обретает исключительно положительные определения («счастливое», «светлое»). И лишь в одном сочинении упоминается невозможность однозначной трактовки этого периода.