XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Феномен антропоморфизма как фактор формирования художественного сознания в фольклоре приграничных территорий Брянской области

Кирилл Сергеевич Минкин
Докладчик
студент 2 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

Ключевые слова, аннотация

Исследование затрагивает аспект изучения антропоморфизма с точки зрения литературы, фольклора и постфольклора. В данной статье предполагается изучение анимистических традиций Брянщины и приграничных территорий в художественных текстах, искусстве, живой разговорной речи с целью доказательства гипотезы о том, что эти факторы сыграли ключевую роль в формировании художественного образа древности и упрочились в сознании современного человека.

Тезисы

В обрядовом фольклоре восточных славян нередко можно столкнуться с текстами, главными героями которых являются животные. Известно, что, по преданиям наших предков, каждое животное обладало определенными магическими свойствами, но современный человек даже не сознаёт, что древний фольклорный антропоморфизм не только сохранился, но и стал частью нашей жизни, войдя в повседневность, разговорную речь, кинематограф, художественное искусство.
В данном исследовании мы хотим рассмотреть трансформацию интерпретации образов животных (древность — современность) с точки зрения этнических традиций Брянской области и приграничных территорий в контексте традиционных фольклорных и постфольклорных аспектов исследования: проникновения анимистических традиций в бытовые выражения, фразеологию и современные пословицы и поговорки жителей Брянской области и приграничных территорий; связи антропоморфизма и живописного полотна М. Врубеля «Пан», которое было создано на приграничной территорий Брянска (Орловская губерния); откликов антропоморфизма в песнях и кинематографе (на примере фильма «Пропавшая грамота», который был снят по мотивам одноименного произведения Н. В. Гоголя вблизи границы с Брянской областью).
В ходе исследования был проведен ретроспективный анализ интерпретации художественного образа козы в фольклорных обрядовых текстах, в живой разговорной речи, в искусстве. Нами было выявлено, что художественный образ этого животного, заложенный в фольклоре, глубоко проник в сознание восточных славян, проживающих на территориях южной и юго-западной России, а также прилегающих территориях, так что они не преднамеренно, а «подсознательно» стали использовать данный образ в искусстве и живой разговорной речи. Например, нам удалось выяснить, что обрядовое выражение водить козу претерпело изменения и ныне используется на территории Брянской области в значении ‘употреблять алкоголь’, а связано это с фольклорной ассоциацией «чёрт — коза», где животное является олицетворением греховности.
В результате анализа полевых исследований нам удалось прийти к следующему выводу: антропоморфизм, заложенный нашими предками в фольклоре осознанно, не исчез к сегодняшнему дню, а претерпел изменения, глубоко войдя в сознание жителей Брянской области и приграничных территорий.