XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Миф о Тесее в творчестве И. А. Бродского

Анна Дмитриевна Коновал
Докладчик
студент 3 курса
Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

В исследовании ставится цель при помощи метода интертекстуальности  выяснить  своеобразие использования имени мифологического героя Тесея в творчестве И. А. Бродского. Работа произведена на основе текстов «К Ликомеду, на Скирос» (1967 г.), «Watermark» (1989 г.), «Набережная Неисцелимых» (1992 г.). Использование античных имен не только вводит в художественный текст исторический и культурный контексты, но и позволяет переосмыслить настоящее поэта через призму прошлого.

Тезисы

В современной литературоведческой науке важное место занимает изучение интертекстуальности — исторической преемственности между текстами, которые могут ссылаться друг на друга разными способами. Так, у И. А. Бродского есть стихотворение «Кентавры» (1988 г.), в котором поэт, взяв от мифа идею сращения в одном существе разнородных начал, представил сюрреалистическое будущее человека, наполненное мутантами — полулюдьми-получудовищами.
Цель нашей работы — выявить и проанализировать функции имени античного героя Тесея в тексте эссе «Watermark» (1989 г.) и его русском переводе «Набережная Неисцелимых» (1992 г.). Для достижения цели мы изучили ряд научных работ, посвященных роли античных образов в творчестве Бродского, проследили развитие идеи, связанной с именем Тесея, начиная со стихотворения «К Ликомеду, на Скирос» (1967 г.), в эссе «Watermark» и «Набережная Неисцелимых». Материалом исследования послужили стихотворение «К Ликомеду, на Скирос», эссе «Watermark» и «Набережная Неисцелимых».
Прецедентные имена в тексте создают определенный исторический и культурный контекст, который несет в себе огромное количество информации. В тексте стихотворения «К Ликомеду, на Скирос» имя лирического героя отсылает нас к серии мифов о приключениях Тесея, а именно — к его последнему путешествию. В отличие от мифа, который повествует о судьбе всего народа, а не одного индивида, образ Тесея в стихотворении Бродского глубоко психологичен. Поэт в своих философских размышлениях о человечестве принимает позицию, обратную Ж. Руссо: человек изначально порочен, в нем укоренено зло эгоизма. Так, Тесей победил Минотавра и почувствовал себя героем, «отличным от побежденных», за что наказывается Богом: Ариадна достается Дионису. Тесей видит изнанку действительности: убийство Минотавра — не больше, чем «долг смертных», который не делает из Тесея героя. Осознав решение Бога и смирившись, он принимает добровольное изгнанничество.
Дальнейшее развитие образ Тесея получает в эссе «Watermark» («Набережная Неисцелимых»). Рассказчик утверждает: «<…> the winner gets nothing, because the slayer and the slain are related» («<…> победитель не получает ничего, поскольку убийца и убитый родня»). Образы Тесея и Минотавра представляют собой явление дуализма, т. к. преследователь и преследуемый постоянно меняются местами в образе рассказчика: «<…> whether you are pursuing a goal or running from yourself, whether you are the hunter or his prey» («<…> никогда не знаешь, преследуешь ли ты какую-то цель или бежишь от себя, охотник ли ты или дичь»).
Вводимые Бродским в текст имена героев античных мифов позволяют увидеть, как поэт переосмысляет настоящее через культуру прошлого. Взяв за основу имена и сюжет мифа, Бродский наполнил их христианской идеей об искуплении греха.