XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Повесть-путешествие А. Г. Битова «Уроки Армении» как «сентиментальное путешествие»

Екатерина Дмитриевна Буханова
Докладчик
ассистент
СибГМУ, Томск (кафедра латинского языка и медицинской терминологии), НИ ТГУ, Томск (Лаборатория общей и сибирской лексикографии (ЛОСЛ)

Ключевые слова, аннотация

В повести А. Г. Битова «Уроки Армении» (1967—1969), вышедшей с подзаголовком «Сентиментальное путешествие», значима не замеченная исследователями рецепция индивидуальной жанровой формы английского писателя Л. Стерна («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», 1768). Влияние обнаружено в стиле лирико-эссеистской прозы, в нарративной свободе, в изображении «внутреннего человека» (М. М. Бахтин), в стилизации «феноменализма субъективного чувственного настроения» (В. А. Кожевников). Стернианство показано как диалог с предшествующей литературой.

Тезисы

Задача доклада — раскрыть приёмы и цели не замеченной исследователями рецепции индивидуальной жанровой формы английского писателя Л. Стерна («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», 1768) в автобиографической повести А. Битова «Уроки Армении» (1967—1969), вышедшей с подзаголовком «Сентиментальное путешествие». Для этого в исследовании предприняты семиотический и компаративистский методы.
Жанровый аспект — один из аспектов рецепции европейской литературы в русской литературе второй половины XX в., в контексте русского экзистенциального реализма (Т. Л. Рыбальченко), «социалистического сентиментализма» (М. Н. Эпштейн), зарождающегося русского постмодернизма (М. Н. Липовецкий). «Уроки Армении» вписаны в ряд «лирических путешествий» Битова 1960—1980-х гг., предлагающих культурные и философские интерпретации инонациональных культур и гомогенной русской культуры. Битов организует свое путешествие по типу «сентиментального» на уровне системы персонажей, в смене сюжетных ситуаций, в стилистике, в способах изображения «внутреннего человека» («свободной и самодовлеющей субъективности», по М. М. Бахтину) — обладателя текучей психики, соединяющего в себе окультуренность и естественность; в игровых приемах «остранения» (В. Б. Шкловский), ретардации, театрализации жеста, потока сознания. Форма стернианских «главок» отражает непроизвольность впечатления лирического субъекта и смешение «уроков», подчеркивающих ученическую готовность путешественника быть влекомым потоком реальности. Иронический скепсис Стерна актуализуется в оценке цивилизации и культуры, в поиске органичных оснований существования человека. В поэтике Стерна Битов увидел ориентир для современной словесности. Однако, в отличие от Стерна, у Битова обнаруживается выход к общим проблемам бытия, а не только исследование «чувствительного» человека. Для русского писателя важно понимание неуловимости истины, тогда как герой Стерна убежден в самодостаточности. Таким образом, обнаруживается разница мироощущений писателей разных эпох и разных национальных культур, в частности, изменение иронии при возрождении стернианской свободы современным писателем.