XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Методика оценки читательского опыта: адаптация для русского языка

Полина Викторовна Бахтурина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Изучение механизмов чтения — это одна из центральных проблем экспериментальной лингвистики, играющая ключевую роль как для теоретических моделей понимания речи, так и для различных прикладных задач. Читательский опыт (exposure to print), опыт восприятия письменных текстов, — одна из ключевых характеристик, определяющих успешность восприятия и понимания текста на всех уровнях. ART (The Author Recognition Test) считается на данный момент наиболее эффективной методикой оценки читательского опыта (exposure to print).

Тезисы

ART (The Author Recognition Test) считается на данный момент наиболее эффективной методикой оценки читательского опыта (exposure to print). Остальные две — дневник читательской активности и опросник приобщенности к чтению — в сравнении с ART имеют такие недостатки, как подверженность эффекту социальной желательности и неточность оценки, связанная с тем, что оценка является ретроспективной. На данный момент ART успешно применяется в различных исследованиях в области когнитивной поэтики и когнитивной лингвистики, однако в последние годы появилась информация о наличии положительной корреляции между результатами тестов ART и ToM, и высказываются предположения, что большой читательский опыт может влиять на способность к ToM. Также предполагают, что начитанность может влиять на различные поведенческие характеристики. Например, люди, предпочитающие «высокой» жанровую литературу, более склонны к конформному и стереотипному мышлению. Последние два факта позволяют предположить, что, возможно, ART может оказаться полезен и в других областях когнитивной науки (например, когнитивной психологии).
Отбор авторов для претеста традиционно основывался на рейтингах продаж за 2015—2019 гг. гигантов книжного рынка. Согласно последним данным, ART устаревает в течении всего пяти лет, поэтому брать данные за больший промежуток времени не имело смысла. Однако мной было принято решение взять основной список авторов из рейтинга читательских предпочтений «Топ 100» сайта livelib.ru (самое большое читательское сообщество в России, более 15 миллионов пользователей). Рейтинги продаж показывают, что, например, классическую литературу в России почти не покупают, а читательские рейтинги помогают избежать «серой зоны». Как оказалось впоследствии, решение было верным: 73% авторов из тех, что вошли в финальную версию ART, не имели никакого отношения к рейтингам продаж. Был запущен претест ART на 200 фамилий (100 принадлежат реальным авторам, 100 — филлерам). Мной было опрошено больше тысячи человек (1094). В финальной версии RART — 67 авторов. На данный момент собираются данные на проверку наличия следующих традиционных корреляций между ART и рядом читательских навыков (reading-related skills): орфографической грамотностью, пониманием прочитанного и скорости чтения, словарным запасом. По завершении валидизации русскоязычного ART планируется приступить ко второй части исследования. В целях создания более полной и информативной версии ART, планируется путем кластерного анализа (на основании результатов уже имеющихся данных) выявить когорты читателей соответственно их читательским предпочтениям, что представляется важным, поскольку читательские предпочтения играют значительную роль.