XLVIII Международная филологическая научная конференция

Прием «пьеса в пьесе» в английской «послешекспировской» драматургии первой половины XVII в.

Нина Владимировна Зонина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2019-03-26
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

Английская драма XVII в., прием «пьеса в пьесе», общество,  жанр, «маска», аллегорические фигуры.

Тезисы

Английская драма «послешекспировкого» периода первой половины XVII в., времен правления Карла I Стюарта, характеризуется как новым содержанием, ориентированным на современную жизнь в Англии перед «Великим мятежом», так и переосмыслением и переработкой драматургических приемов, унаследованных от своих великих предшественников. Ярким примером чему является прием «пьеса в пьесе», которому отдали дань все ведущие драматурги Возрождения, включая Шекспира и Бена Джонсона. Но если в ренессансной драме «внутренняя» пьеса использовалась в основном для создания сценического эффекта, усиления драматизма ситуации, то в драме 20–30-х гг. XVII в. она несет большую идейную нагрузку. Под прикрытием «игры» на обсуждение публики выносятся самые острые и злободневные проблемы: волновавшие тогда английскую общество: от цен в пабах до системы законодательства и правления монарха («Антиподы» Р. Брум (1637–1638)). Критикой социально-политической ситуации в стране пронизана и «внутренняя» пьеса в «Веселых попрошайках» Р. Брума (1641). В ней как бы в миниатюре дается картина английского общества того времени со всеми его противоречиями и антагонизмом. К приему «пьесы в пьесе» с полным основанием можно отнести и традиционный жанр для XVI — начала XVII вв. «пьесу-маску», где действующими лицами выступают аллегорические фигуры. Но в отличие от масок эпохи Возрождения, которые в основном выполняли чисто развлекательную функцию, «маски» драматургов 20–30-х гг. XVII в., представляли собой усложненный элемент всей композиции главной пьесы с целым комплексом нагрузок: композиционных, сюжетных и идейно-нравственных.