XLVIII Международная филологическая научная конференция

Лингвокультурологический аспект исследования групповой идентичности (на материале английского языка)

Ольга Витальевна Емельянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215-А
2019-03-27
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Групповая идентичность, эффект принадлежности к группе, лексические средства актуализации.

Тезисы

Потребность в групповой принадлежности, или групповой идентичности признается психологами и социологами одной из базовых потребностей личности. Мотивационно-личностная составляющая включенности в группу актуализируется в английском языке разными лексическими средствами. В частности, это происходит за счет использования глаголов to belong и to fit (in) и существительного belongingness. Материал двух корпусов (British National Corpus и Corpus of Contemporary American English) позволяет исследовать разные аспекты групповой идентичности. Это причины, побуждающие человека стремиться к вхождению в определенную группу, особенно если он нуждается в одобрении и поддержке: I wanted to belong to anything that would reassure me, that would tell me I belonged (COCA); методы и способы, которыми человек пытается осуществить свое желание «принадлежать», быть своим: He liked to read The Tribune; it was part of his effort to fit in with «the Yanks» at his office… (COCA). О настоятельной потребности детей вписаться в группу сверстников свидетельствуют многочисленные примеры: Up until early adolescence, everybody wants to fit in (BNC). Особенно остро проблема стоит в случае с детьми эмигрантов, часто ощущающих свою непохожесть на коренных жителей: Our need to fit in and to assimilateto simply not to stand out, is so important (COCA). Важность понятия групповой принадлежности подтверждается регулярным употреблением в контексте существительного belongingness лексем, номинирующих различные позитивные аспекты взаимодействия между людьми, напр.: a need for love and belongingness (COCA). Проведенное исследование свидетельствует о безусловной значимости эффекта принадлежности к группе:belongingness is such a fundamental human motivation that we feel severe consequences of not belonging (BNC).