XLVIII Международная филологическая научная конференция

Шпенглер в американском литературном и культурном сознании

Ольга Юрьевна Анцыферова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

201
2019-03-22
14:20 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Шпенглер, культурный трансфер,Скотт Фицджеральд, Керуак, А. Блум.

Тезисы

Рассматриваются три случая культурного воздействия идей О. Шпенглера (Spengler) на художников и мыслителей США ХХ в. Анализируются шпенглерианские культурные концепты, оказавшиеся наиболее близки тому или иному художнику или интеллектуалу и мировоззренческие основания, способствовавшие культурному трансферу. Ф. С. Фицджеральд (Fitzgerald) называл себя «американским шпенглерианцем», хотя «Закат Европы» («Der Untergang des Abendlandes», 1918) был переведен на английский язык в 1926 г., когда уже были написаны многие рассказы и три из пяти романов, включая «Великого Гэтсби» («The Great Gatsby», 1925). Другой случай ощутимого влияния Шпенглера обнаруживается в творчестве Дж. Керуака (Kerouac), для которого магистральными стали темы, намеченные Шпенглером. В шпенглеровскую  парадигму вписывается и общая направленность мысли американского социолога и философа А. Блума (Bloom), чья знаменитая книга «Закат американского разума» («The Closing of the American Mind», 1987) стала первой ласточкой «культурных войн» в США. Роль Блума в интеллектуальной жизни США конца ХХ в. близка тому, чем Шпенглер был для Германии своего времени. Будучи интеллектуальными вождями правого крыла, оба мыслителя стали авторами настоящих бестселлеров, в которых «основополагающий тезис подтверждался внушительным собранием исторических и философских доводов, суть которых была проигнорирована их критиками, и этот главный тезис состоял в том, современное общество безнадежно заражено интеллектуальным и культурным декадансом» (Д. Росс (Ross). Каждая из трех рассматриваемых фигур стала выразителем поколенческих культурных трансформаций («потерянное поколение», «бит-поколение», поколение «культурных войн»), что подтверждает рекуррентную созвучность идей Шпенглера периодам парадигматических культурных сдвигов.