XLVIII Международная филологическая научная конференция

Архитектурно-ландшафтное пространство в романе И. В. Гете «Избирательное сродство»

Мария Павловна Кнерцер
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2019-03-23
15:50 - 16:05

Ключевые слова, аннотация

Гете, «Избирательное сродство», ландшафт, архитектура, пространство, сад, парк, символ.

Тезисы

Уникальность романа И. В. Гете «Избирательное сродство» (1809) подтверждается интересом многих исследователей, которые не перестают заниматься расшифровкой множественных смыслов, заложенных в структуре и сюжете этого сложного произведения немецкой литературы.
Впервые набросок парка «Избирательного сродства» появляется в дневнике личного секретаря Гете Римера 1 сентября 1808 г. С тех самых пор не прекращаются попытки наглядно продемонстрировать картографию местности, на которой разворачиваются события романа. Одним из актуальных макетов, максимально приближенных к тексту произведения, можно считать работу Сандры Эльбе. К анализу символической значимости ландшафта и архитектуры в свое время обращались такие исследователи, как Вольфганг Штаросте (Wolfgang Staroste), Фридрих Немек (Friedrich Nemec), Зигмар Гердт (Siegmar Gerndt), Штефани Гейслер-Латуссек (Stefanie Geissler-Latussek), Штефан Блехьшмидт (Stefen Blechschmidt) и др. В российском литературоведении данная тема освещена лишь небольшим количеством работ, среди которых хотелось бы выделить книгу И. Н. Лагутиной «Символическая реальность Гете».
Вопрос о существовании некоего парк-образца на который, возможно, опирался автор при создании своего живописного ландшафтного пространства, до сих пор остается открытым. Следует отметить, что писатель принимал непосредственное участие в создании паркового ландшафта вблизи Веймара. Основополагающую роль сыграла смена паркостроительной парадигмы в конце XVIII и начале XIX вв., когда формы и методы организации садов видоизменились. Существенно также вспомнить, что на Гете в значительной степени повлияло творческое наследие Ж. Ж. Руссо, в особенности его роман «Юлия, или Новая Элоиза», один из мотивов которого — экспериментирование с садово-парковым ландшафтом.
В докладе предполагается сосредоточиться на аспекте, до сих пор не входившем в достаточной мере в поле внимания гетеведов, а именно — проследить, как различные подходы к оформлению паркового пространства дифференцируют и специфицируют систему персонажей. Каждый из четырех главных героев произведения Гете «одержим» созданием идеального архитектурно-ландшафтного пространства. Копируя живописную местность и перенося ее очертания и границы со всеми архитектурными строениями на топографическую карту, персонажи лишь «подражают» природе, пытаясь приблизиться к некоему идеальному эстетическому образцу, достигнуть которого не в состоянии. Как будет продемонстрировано в докладе, лишь Оттилии удается вжиться в визуальные образы, перенять их приметы и выйти за пределы пространственно-временного континуума, превратившись в трансцендентный символ.