XLVIII Международная филологическая научная конференция

Аксиологический компонент основных понятий англоязычного правового дискурса (на примере концепта LAW)

Кристина Васильевна Бритвина
Докладчик
преподаватель
Новосибирский государственный университет экономики и управления

406
2019-03-19
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Аксиологический компонент, концепт, закон, англоязычный правовой дискурс, социокультурная компетенция, языковое обучение.

Тезисы

Языковое образование в вузах представляется как процесс взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития обучающихся. Фоновые знания, необходимые для успешного освоения студентами иностранного языка и иноязычной культуры, охватывают наряду с языковой компетенцией историко-политические и социокультурные аспекты.
Так, концепт LAW является ключевым концептом англоязычного правового дискурса и занимает определенное место в ценностной картине мира в рамках исследуемой культуры. Ценностный слой указывает на место концепта в ценностной картине мира в рамках исследуемой культуры и на его специфическую значимость среди других концептов [Воркачев, 2004, c. 35].
Отношение английского языкового сообщества к закону наиболее полно отражено в правовом дискурсе, а также в пословицах, поговорках, фразеологических оборотах, афоризмах и носит как положительный, так и отрицательный характер. В английском языке закон отождествляется с «уравновешенным разумом» и включает такие основные составляющие как здравый смысл и чистую совесть: «How long so ever it hath continued, if it be against reason, it is of no force in law»; «No brilliance is needed in the law. Nothing but common sense, and relatively clean finger nails».
Значительное число субъективных субъективных представлений авторов о нарушении закона являются положительно маркированными: «Good men must not obey the laws to well» (там же); «Laws were made to be broken»; «Better to break the law than break the poor»; «Laws are felt only when the individual comes into conflict with them».
Обход закона как одна из форм злоупотребления правом наиболее полно отражена во фразеологических и паремиологических единицах: «Every law has a loophole»; «There are loopholes to exploit any law».
Негативный аспект ценностной составляющей концепта LAW заключается в «разграничении законов по слоям населения»: «One law for the rich, and another for the poor»; «Laws grind the poor, and rich men rule the law»; «One law for the lion and ox is oppression».
Таким образом, формирование социокультурной компетенции у обучающихся ориентировано на развитие навыков межкультурного иноязычного общения, а также способствует созданию представления о различных понятиях и явлениях, имеющих определенную репрезентацию и ценность в национальном сознании.

Литература
Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. 236 с.