XLVIII Международная филологическая научная конференция

Образ «другого» и нарративные стратегии в «Травницкой хронике» Иво Андрича и в «Тихом Доне» Михаила Шолохова

Бранимир Чович
Докладчик
профессор
Университет г. Баня-Лука

211
2019-03-19
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Исторический роман, имагология, образ другого, свое–чужое, нарратив.


Тезисы

У исторических романов «Травницкая хроника» и «Тихий Дон» налицо целый ряд общих черт: во-первых, обе нарративные структуры ограничены строгими историческими временными рамками; во-вторых, оба структурированы по одной из самых частотных семантических моделей — «свое–чужое», характерных для современного исторического романа и представляют собою конструктивную доминанту в композиции обоих романов, которая разлита по всей нарративной структуре; в-третьих, много общего и в структуре «образа автора» с двумя основными авторскими масками, с одной стороны, современника описываемых событий, но не участника, и с другой, — образом современного историка, который оценивает прошлые исторические события с высоты всезнающего, вездесущего повествователя. Oба романа закончены в одно и тоже время: Хроника Андрича — в 1942, Тихий Дон Шолохова — в 1940 г.
Романный мир «Травницкой хроники», ограниченный строгими временными рамками Пролога и Эпилога: двумя беседами бегов за столом в укромном уголке «Лутвиной кофейни» — приобретает еще одну важную особенность: он структурирован по одной из самых частотных семантических моделей — «свое» — «чужое». Романный мир «Тихого Дона» также ограничивается временными рамками: с 1912 по 1922, а охватывает исторические события  Первой мировой войны, раскола и трагических столкновений между казаками, привилегированными среди крестьян в дореволюционный период Российской империи, равно как и период столкновения между «красными» и «белыми» казаками в Октябрьскую революцию и гражданскую войну. А структурирован роман Шолохова по такой же семантической модели, как и «Травницкая хроника»: основывается на дихотомии «свое — чужое», характерной для современного исторического романа, представляющей конструктивную доминанту композиции романа, скрепляющую отдельные сегменты в когерентное целое.
Этой дихотомией начинается романное время в последнюю пятницу в октябре 1806 г., а заканчивается в последнюю пятницу в мае 1814 г., двумя беседами самого старого и уважаемого всеми Хамид-бея Тескереджича.