XLVIII Международная филологическая научная конференция

Герои романа Сидни Оуэнсон «Дикая ирландка» как отражение проблемы национального характера

Анастасия Игоревна Дудкина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2019-03-23
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Сидни Оуэнсон, леди Морган, «Дикая Ирландка», английская литература, ирландский вопрос, англо-ирландская литература, литературный герой.

Тезисы

Леди Морган, урожденную Сидни Оуэнсон (1776?–1859), по праву можно считать одной из самых интересных и загадочных фигур европейской литературы рубежа XVIII–XIX вв. Несмотря на то, что к творчеству С. Оуэнсон обращались многие исследователи (Дж. Донован, М. Кэмпбел, Р. Пери, В. Дж. Фитцпатрик, Д. Тодд), нельзя утверждать, что ее наследие хорошо изучено, а оно весьма богато: поэзия, пьесы, травелоги, драмы, критические очерки и, конечно же, романы. Леди Морган помимо литературной активно занималась еще и политической деятельностью. Ее очень волновала острая и противоречивая проблема взаимоотношений Ирландии и Великобритании, ведь сама С. Оуэнсон была наполовину англичанкой, а наполовину ирландкой. Свои мысли и основанные на реальных наблюдениях взгляды она переносила на страницы произведений. В одном из самых известных ее романов, «Дикой ирландке» (1805), наиболее ярко отражена проблема национальной идентичности. В данном произведении автор демонстрирует осведомленность в исторических, политических, религиозных, классовых, этнографичеких вопросах. В романе отчетливо слышен голос, который смело говорит о корнях и богатой самобытной культуре Ирландии. Как отмечают многие исследователи, дабы подчернуть свою собственную национальную принадлежность, писатели делали подзаголовки к своим произведениям, например «Ирландская повесть» или «Ирландские мелодии». У романа Оуэнсон подзаголовок тоже есть — «Национальная история». Несомненно, это стало определенным вызовом в то время, и роман быстро привлек внимание читателей и критиков. Образы гаэльской принцессы (автор настаивает, что истинными ирландцами были именно гаэлы) Глорвины О’Мелвил и Горацио Мортимера помогают раскрыть сущность, кажется, вечного конфликта между ирландцами и англичанами о независимости первых. Известно, что до середины XIX в. женщины не могли проявлять себя в сферах науки и образования, тем ценнее видится желание С. Оуэнсон представить свою героиню чрезвычайно образованной, всесторонне развитой интеллектуалкой, которую Горацио описывает как настощего гения, у которого он многому учится. Создав именно такой образ, Оуэнсон стремится если не сломать, то наделить закостенелые стереотипы об Ирландии положительными коннотациями, заявляя о том, что «непонятный» не значит «варварский».