XLVIII Международная филологическая научная конференция

Кинотекст в исторической памяти

Григорий Львович Тульчинский
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Кинозал
2019-03-21
17:40 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

Историческая память, кинотекст, ценностно-нормативное содержание, уровни исторической памяти.

Тезисы

Общность исторической памяти — один из ключевых факторов культурной идентичности и консолидации социума. Исследования показывают наличие трех режимов трансляции и динамики нарративов исторической памяти. Во-первых, режим, реализуемый медийными технологиями, индустриями культуры и искусства. В этом режиме содержание исторической наррации наиболее подвижно (с лагом до 3 лет) — в зависимости от текущей внешней и внутренней ситуации, политического курса. Во-вторых, это образование — режим более инерционный (лаг 15–20 лет), обеспечивающий воспроизводство инварианта исторической памяти. И, в-третьих, это собственно культурная память, режим наиболее устойчивый, поскольку задает культурную идентичность (лаг 30–50 лет, не менее 2–3 поколений). При этом, исторические нарративы, транслируемые кино и экранной культурой в целом, играют все возрастающую роль в формировании исторической картины мира второго и третьего уровней.
Сравнительный анализ фильмов-победителей национальных кинопремий России, США и Франции за последние 25 лет показывает, что транслируемые в них исторические нарративы сопрягаются с каждым из трех уровней, но в различной степени. Наиболее выражена историческая символическая политика «сверху» в российском кинематографе. Кроме того, показательная специфика ценностно-нормативного содержания соответствующих нарративов, прежде всего — зависимости личности от социально-политических обстоятельств или ее относительной самостоятельности.