XLVIII Международная филологическая научная конференция

Тема музыки в повести Д. В. Григоровича «Лотерейный бал»

Наталья Семеновна Серегина
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Boston College

129
2019-03-25
14:10 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Д. В. Григорович, «Физиология Петербурга», «Лотерейный бал», «фортепианы обоктавах», «фортепиано о 6 октавах», «шперль-Полька», Иоганн Штраус-старший, Sperl-полька.

Тезисы

Д. В. Григорович, рано лишившись отца, и получив в детстве французское образование и родной язык французский от француженок матери и бабушки, как писатель прошел сложный путь освещения в своем творчестве реалий российской действительности, а на раннем, петербургском, этапе, особенностей «физиологии» Петербурга. В двух выпусках альманаха «Физиология Петербурга» (1845), изданного под редакцией Н. А. Некрасова. Григорович публикует очерк «Петербургские шарманщики» о жизни бродячих артистов и музыкантов (вып. 1) и повесть «Лотерейный бал», основанную на теме быта петербургских чиновников нижнего уровня (вып. 2). В сюжете повести тема музыки обозначена как маркер классовой разделенности общества. Фортепиано находится в центре внимания всех действующих лиц: оно разыгрывается в лотерею и выступает как вещь неупотребимая на том социальном уровне, который показан в повести. Название инструмента в лотерейном списке — «фортепианы обоктавах» — искажено непониманием случайным его владельцем азов музыкальной терминологии. Термин «фортепианы обоктавах», видимо, исходит из искаженного прочтения «фортепиано о 6 октавах» с английским механизмом. Звуки фортепиано открывают танцевальный раздел праздника, характеризующийся жанром польки «Ну, Карлуша, не робей». В материалах газеты «Северная пчела» от 24 июня 1844 г. А. Жданов отмечает «шперль-Польку» (произведение Иоганна Штрауса-старшего), сделавшейся известною под именем «Ну, Карлуша, не робей!». Скорее всего, здесь речь идет о Sperl-польке Штрауса-старшего, оp.133 (1842 г.) (нем. Johann Strauss Vater, 1804–1849).