XLVIII Международная филологическая научная конференция

Выбор визуального материала для текста-описания при обучении иностранному языку: теория и практика

Мария Николаевна Нечаева
Докладчик
преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

416
2019-03-18
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Текст-описание, визуальный материал, безэквивалентная лексика, эксперимент.

Тезисы

Одной из важнейших задач обучения студентов-иностранцев русскому языку следует считать формирование, развитие и совершенствование умений письменной речи. В зависимости от содержания высказывания принято подразделять их на типы (описание, повествование, рассуждение). Для студентов начального этапа обучения языку наиболее продуктивным функционально-смысловым типом текста является описание. Предполагается, что относительно простая схема актуального членения предложения, набор базовых конструкций и однотипные темо-ремовые (детерминант — сказуемое — подлежащее) связи делают текст-описание доступным для студентов, начиная с базового уровня. Для описания пространства (пейзажа, интерьера) признаки даются статически, детализация описаний осуществляется благодаря включению определений к актуализированному имени-предмету. Для описания портрета универсальной оказывается конструкция с субъектным детерминантом в качестве темы с рематической актуализацией детали портрета (подлежащее с определением). В частности, в докладе рассказывается об эксперименте по описанию картины Б. М. Кустодиева, проведенный на территории России и Японии. Использование картины русского художника также позволяет рассмотреть возможность и продуктивность изучения национально специфической и безэквивалентной лексики в преподавании русского языка как иностранного.