XLVIII Международная филологическая научная конференция

Художник как герой: саморепрезентация автора в видео- и медиаискусстве

Алина Владимировна Венкова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Кинозал
2019-03-21
17:10 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Герой, саморепрезентация, автопортрет, видео-арт, медиа-арт, неоавангард, цифровое искусство.

Тезисы

Подходы художника к саморепрезентации менялись вместе с трансформациями представлений о личности и ее границах в социальных системах. В пространственных искусствах, начиная с эпохи Нового времени, художник в основном показывал себя через автопортрет и этот жанр всегда был маргинальным, «дополнительным» к основной линии развития живописи, графики или скульптуры. Прямое изображение самого себя казалось чем-то необязательным, стыдливо подверстываемым к главным задачам — развитию «больших жанров». Приход современных медиа в начале ХХ в. не сильно изменил эту картину. Автопортреты редки и в ранней фотографии, и, тем более, — в раннем кинематографе. В случае с последним жанр автопортрета не получил аналога до настоящего времени. Авторы фильма никогда не рассказывают о себе, в крайнем случае — о другом художнике. Причиной этому, очевидно, является присутствие в кино профессиональных или иных актеров, воплощающих художественный замысел или «передающих» присутствие режиссера в его альтер эго. Никто из киногруппы не являет в киноповествовании себя напрямую, используя самопрезентацию как художественный прием. Этот пробел восполняет видеоискусство, родившееся не в недрах кинематографа, но в пластической системе изобразительных искусств. В эпоху неоавангарада жанр динамического предъявления художником себя в качестве произведения искусства формируется в рамках перформанса, видео-арта. Поначалу это больше похоже на «энвайронментальную скульптуру» (термин Алана Капроу), перформативную по своей сути, затем видео-арт преобразуется в медиаискусство, а оно, в свою очередь, — в полнометражное произведение, не являющееся ни видеоинсталляцией, ни медиа-артом, ни кинематографическим высказыванием. К таким явлениям относятся, например, полнометражные работы Мэтью Барни. С приходом этого жанра у художника появляется возможность выступить не режиссером, но автором и действующим лицом визуального текста. Мэтью Барни занят во всех своих видеоработах, он предстает в качестве того или иного персонажа, но не играет его. Не представление, но проживание, присутствие — черта, отделяющая перформанс от фильма или спектакля. Полнометражные видеоработы современных художников, те, в которых снимаются они сами, являются способом саморепрезентации как формы высказывания — перерождением жанра автопортрета классической эпохи. Художник — главный герой собственного видеоповествования в эпоху сетевого искусства — занимает особое место. Сегодня саморепрезентация становится одним из главных инструментов медиахудожника, работающего с любой из новых технологий, — от цифрового кино до инстаграма.