XLVIII Международная филологическая научная конференция

Особенности использования устойчивых выражений в подготовке к субтесту «Говорение» ТРКИ-2

Михаил Иванович Всемирнов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

У-2
2019-03-20
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Прецедентные выражения, дискурс, ТРКИ-2.

Тезисы

Проблемы с прохождением ряда заданий субтеста «Говорение», как показывает практика, часто связаны с недостаточно развитым репертуаром языковых стратегий, которыми располагает тестируемый. Поэтому подготовка к тесту закономерно должна быть нацелена на расширение такого репертуара и умений их использовать. Предлагаемым в данном сообщении вариантом решения этой проблемы является отработка с учащимися устойчивых языковых оборотов — прецедентных выражений, которые могут быть заучены и уместным образом использованы в построении учебных диалогов и монологов при прохождении теста. В этой логике прецедентные выражения могут быть представлены как модели построения высказывания — фреймы, сценарии, скрытое цитирование прецедентных текстов. В заданиях субтеста «говорение» тестируемый должен продемонстрировать умение инициировать диалог на заданную тему, в ряде заданий продемонстрировав при этом умение выразить несогласие с мнением собеседника и оценку его суждений или положения дел. Уровень владения русским языком, предусматриваемый ТРКИ-2, предполагает также умение использовать в своей речи стилистически маркированную лексику — либо официальный стиль, либо разговорный. Например, пособие по ТРКИ-2 [Найдина, Полякова. С. 21] предлагает следующее задание: в соответствии с общим стилем диалога правильно вставить вместо пробелов нейтральное выражение или устойчивый оборот, характерный для разговорного стиля, например: «Я несколько лет о нем ничего не знала, и вдруг он приехал (совсем неожиданно/как снег на голову)». А. М. Баранов предлагает трактовать включение в речь таких устойчивых оборотов как переключение «дискурсивных режимов». Под дискурсивным режимом он понимает «такой способ использования речевых высказываний, который предполагает регулярную модификацию значений речевых форм, входящих в соответствующий фрагмент, по сравнению с некоторым стандартом» [Баранов. С. 93]. Подобное определение вовсе не входит в противоречие с понятием прецедентного текста, который тоже с некоторой точки зрения может быть понят как «стандарт»: принципиальным здесь является возможность переключения режимов, основными из которых Баранов называет традиционную номинацию, иронию и языковую игру. Наш опыт свидетельствует о полезности усвоения обучающимися, готовящимися к сдаче ТРКИ-2 в особенности этих последних двух форм.

Литература
Баранов А. М. О дискурсивных режимах использования оценочных слов и выражений // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Вып. 15 (22). — М., 2016.
Найдина Т. Е., Полякова Е. К. Живой русский 2. Слушаем и понимаем разговорную речь. СПб., 2018.
Телия В. Н. О феномене воспроизводимости языковых выражений // Язык. Сознание. Коммуникация. М., 2005.