XLVIII Международная филологическая научная конференция

Житие митрополита Филиппа: еще раз о взаимоотношении редакций и списков

Ольга Сергеевна Сапожникова
Докладчик
научный сотрудник
Библиотека Российской Академии наук

195
2019-03-21
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Житие митрополита Филиппа, древнерусская агиография.

Тезисы

Начало изучению Жития митрополита Филиппа было положено В. О. Ключевским (1871 г.). Его концепции взаимоотношения списков (первичность Тулуповской редакции) придерживались все исследователи памятника вплоть до работ И. А. Лобаковой конца XX — начала XXI в. Лобакова на основании изучения всех известных и выявленных ею списков Жития, обнаружила другие виды и редакции памятника, что позволило ей определить самый близкий к архетипу текст (Краткую редакцию) и доказать, что Тулуповская редакция, риторически украшенная и значительно распространенная за счет цитирований ряда Житий, не может считаться первоначальной. До сих пор самым ранним известным списком Жития митрополита Филиппа остается рукопись из собр. Румянцева (РГБ, ф. 256, № 361), датированная Г .В. Аксеновой началом XVII в. По мнению Лобаковой, этот список является особым видом Тулуповской редакции и является производным от нее (см. стемму: Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб., 2006, С. 145). Этот список был выбран исследовательницей для демонстрации разночтений между стабильным текстом списков Тулуповской редакции и единственным списком Румянцевского вида этой же редакции. Однако изучение чтений Румянц. вида позволяет утверждать, что он не может быть производным от Тулуповской редакции, поскольку в нем есть такие фрагменты Краткой редакции, самой близкой к архетипу, которые отсутствуют в Тулуповской, см. например:
  1. Краткая: обязалися куплями житейскими, изжделели славы/мира тленныя. И ина многа изрекъ.
    Румянц: обязалися куплями житейсками и вожделели мира тленнаго, нас же Господь Богъ от всѣх сихъ тлѣнныхъ свободи.

    Тулуповск
    .: Они бо обязалися куплями житейскими, нас же Господь Богъ от всѣхъ сихъ свободилъ!
  2. Краткая: а советом своим горши египецкие работы явися.
    Румянцевск.
    : а советом своимъ горши египецкия работы явися.

    Тулуповск.
    : а дѣломъ оставъшая древле египетская льсти.

Преднамеренное внесение небольших и несущественных первичных чтений в уже отредактированный и расширенный текст представляется невозможным; логичнее представить движение текста в обратном направлении: от Румянцевского вида к Тулуповскому. Румянцевский вид следует считать отдельной редакцией, послужившей основой для вскоре последовавшей Тулуповской. Это наблюдение дает возможность несколько иначе представить историю текста памятника: список нач. XVII отражает первый этап создания признанного в качестве канонического текста Жития, самого популярного и распространенного. Но самое главное, изучение его чтений, также, как и чтений Краткой редакции, приближает нас к представлению об архетипе памятника, который был создан, по мнению всех исследователей, человеком, хорошо осведомленным о деталях конфликта между митрополитом Филиппом и Иваном Грозным, описанных также свидетелями событий опричниками Таубе и Крузе.