XLVIII Международная филологическая научная конференция

Модернистский казус «художника без произведения» в творческой биографии Т. Бернхарда (на материале переписки с издательством «Suhrkamp»)

Вера Владимировна Котелевская
Докладчик
доцент
Южный федеральный университет

201
2019-03-23
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Томас Бернхард, Зигфрид Унзельд, Аннелизе Ботонд, австрийский модернизм.

Тезисы

Одной из проблем, определяющих содержание и форму произведений австрийского модерниста Томаса Бернхарда (1931–1989), является казус «художника без произведения» (Künstler ohne Werk, термин А. Понцен). Страх чистого листа (Papierangst, Papierhass), творческое отчаяние и бессилие, неспособность материализовать на бумаге «головной» проект формируют магистральный сюжет Бернхарда. В докладе рассматривается связь модернистской критики языка и поиска новых форм самосознания и бытийствования литературы с биографическими обстоятельствами, определившими значимость данного казуса для Бернхарда. Корреспонденция редактора издательства «Suhrkamp» Аннелизе Ботонд (1963–1970), изданная в 2018 г. в «Korrektur Verlag», и директора издательства Зигфрида Унзельда (1961–1988) с Бернхардом позволяет проследить стадии становления художественных замыслов писателя от молчания к тексту, вскрыть коллизии авторского самосознания и выявить важную для Бернхарда связь экзистенциального смысла творчества с модернистской поэтологической утопией «абсолютного» языка и текста. Указанный корпус писем впервые анализируется в полном объеме и в данном проблемном ракурсе. Особое внимание уделяется творческой истории романов «Амрас», «Помешательство», «Корректура», «Изничтожение: Распад». Материал исследования служит построению документированного, исторически корректного проекта «Бернхард и модернистское письмо».