XLVIII Международная филологическая научная конференция

Признание статуса носителя русского языка: формат экзамена.

Надежда Александровна Дубинина
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет
Ирина Юрьевна Ильичева
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет
Лариса Владимировна Лейфланд Бернтссон
Докладчик
преподаватель
London School of Economics
Людмила Юрьевна Куликовская
Докладчик
директор
Петрозаводский государственный университет

У-2
2019-03-20
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Статус носителя русского языка, НРЯ, собеседование, экзамен, тестирование, стандартизация.

Тезисы

В связи с увеличением потока иммигрантов из стран ближнего зарубежья в Российской Федерации была выделена особая категория иностранных граждан — носитель русского языка (НРЯ). Статус  НРЯ упрощает процедуру получения гражданства РФ для иностранцев, которые считают русский своим родным языком, имеют семейные и культурные связи со страной. Получение гражданства для НРЯ предполагает выполнение нескольких условий, одним из которых является собеседование, тестирование или экзамен на знание русского языка. В соответствии с частью первой статьи 33.1 Федерального закона признание иностранного гражданина или лица без гражданства НРЯ производится специально созданными при каждом территориальном органе МВД России комиссиями на основе собеседования, которое включает экзамен. Основной проблемой на сегодняшний день является отсутствие единого формата экзамена — у каждой комиссии он свой, контрольно-измерительные материалы и критерии оценки определяются на усмотрение членов комиссии. В настоящее время ЦЯТ СПбГУ разрабатывает стандарт для проведения экзамена на подтверждение статуса НРЯ. Нами был разработан тест, в котором необходимо было учесть следующие факторы: проверка навыков всех видов речевой деятельности, возможность выполнить все задания в течение минимального отрезка времени, социальная неоднородность контингента (у многих соискателей статуса НРЯ есть только основное общее образование). Тест состоит из двух частей: «Чтение. Письмо», «Говорение. Аудирование». Например, при оценке устной речи уделяется особое внимание особенностям использования соискателем разговорно-бытового стиля речи, кроме этого, в числе прочих параметров приводятся оформление пауз хезитации, использование слов-паразитов. Каждая часть предполагает оценивание по разработанным рейтерским таблицам.