XLVIII Международная филологическая научная конференция

В поисках утраченного образа: Лапландская война в творчестве Кауко Рёухкя 30 лет спустя

Ярослава Владимировна Новикова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

199
2019-03-18
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Роман, война, Лапландия, художник, дети, посторонний, дезертирство.

Тезисы

Свой первый военный роман «Magneetti» («Магнит») финский писатель и музыкант Кауко Рёухкя (р. 1959, Röyhkä) опубликовал в 1987 г. Произведение представляет собой одновременно роман воспитания и роман о художнике. Главными темами являются отечество, искусство, творчество и любовь. Главный герой Мартти, 18-летний офицер, отправляется на фронт Лапландской войны 1944–1945 гг., испытывая отчуждение по отношению к своей отсталой родине и тоску, вызванную осознанием невозможности творчески реализовать себя. В ходе повествования происходит взросление героя, результатом которого становится принятие отечества и обретение себя в искусстве. В романе уже известный в Финляндии Рёухкя подводит итог своего семилетнего творчества и размышляет над вопросами, приведшими его в конце 80-х гг. к опустошенности и кризису: отношение к родине, поиск своего места в национальной культуре, представление о том, как должно развиваться искусство.
В 2018 г. Рёухкя возвращается к теме Лапландской войны в своем четвертом военном романе «Maan korvessa kulkevi» («Бредущий в чаще»). Теперь главными героями романа являются дезертировавший с фронта немецкий альпийский стрелок и двое детей, самостоятельно добирающихся из Южной Финляндии в место убежища на севере страны. Впервые главным героем военного романа Рёухкя становится иностранец, что свидетельствует о стремлении автора вывести свое творчество за рамки национального. Геополитическая ситуация второго десятилетия XXI в. находит отображение также в образах перемещающихся без родителей детей-беженцев. Вторая мировая война в романе представлена не как метафизические декорации ментального пейзажа главного героя, а как аллегория современных роману реальных политических событий. Важнейший для творчества Рёухкя образ художника прослеживается в романе пунктирно.