XLVIII Международная филологическая научная конференция

Особенности использования телефонного собеседника — телетьютора для развития навыков диалогической речи обучающихся английскому языку

Павел Витальевич Силаев
Докладчик
доцент
Смоленский государственный университет

416
2019-03-27
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Диалогическая речь, телекоммуникация, телетьютор, оценивание, рефлексия, шкала, эмотивность.

Тезисы

В докладе рассматриваются особенности использования телефонного собеседника — телетьютора  в рамках университетского методического проекта «Еженедельная телекоммуникация» для развития навыков неподготовленной диалогической речи студентов, обучаемых английскому языку. Под телекоммуникацией (от англ. telephone communication) мы подразумеваем особый вид длительной внеаудиторной учебно-речевой проектной деятельности, координируемой преподавателем, с участием телетьютора — незнакомого обучаемым телефонного собеседника, говорящего с ними только на изучаемом ими языке еженедельно в течение 7–10 минут. Телекоммуникация — лонгитюдная ролевая игра (от нескольких месяцев до одного учебного года), максимально приближенная к естественным актам иноязычного речевого общения. Данная деятельность направлена на развитие навыков неподготовленной диалогической иноязычной речи обучаемых, а именно: улучшение беглости их речи (лингвистический аспект), их коммуникативной гибкости (прагматический аспект) и повышение их самооценки (психологический аспект). В докладе также анализируются принципы подготовки телетьюторов, способы верификации улучшения данных навыков, а также выявленные в ходе шестилетнего функционирования проекта особенности его использования. Еженедельная телекоммуникация в значительной мере позволяет интенсифицировать работу над эмотивной составляющей диалогической речи посредством эмоционально маркированной тематики реплик телетьютора, подразумевающих проявление обучаемыми участия и эмоционального отношения к обсуждаемым ситуациям. Используемые телетьютором речевые стратегии и тактики отражают динамику смены коммуникативной роли обучаемого: от ведомого в разговоре собеседника до инициатора разговора, умеющего самостоятельно преодолевать возникающие коммуникативные помехи.