XLVIII Международная филологическая научная конференция

Идеи Жан-Жака Руссо и проблема народного суверенитета в русской общественной мысли первой трети XX в.: преемственность и разрыв

Алла Августовна Златопольская
Докладчик
старший научный сотрудник
Российская национальная библиотека

241
2019-03-22
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Жан-Жак Руссо, русская мысль, суверенитет народа, общая воля, воля всех.

Тезисы

Для русской мысли первой трети XX в. характерен интерес к руссоистской идее суверенитета народа, в восприятии этой идеи до и после революции имеется как преемственность, так и разрыв. Воспринимая эту идею русская общественная мысль решает проблему соотношения общей воли и воли всех, выдвинутую Руссо. В журнале «Вопросы философии и психологии» в 1911–1917 гг. печатается работа П. И. Новгородцева «Об общественном идеале», где есть страницы, посвященные «Общественному договору» и суверенитету народа. Новгородцев выступает за соединение суверенитета народа с неотъемлемыми правами личности. В. М. Гессен с позиций либерализма рассматривает понятие «общей воли» и «воли всех» Руссо, сравнивая концепцию «женевского гражданина» с воззрениями Монтескье. Для либеральной мысли формирование общей воли есть процесс. Особенный интерес проблема общей воли и воли всех вызывает в связи с революционными событиями 1917 г., когда мыслители видят на практике неоднозначные последствия реализации воли народа. Статья Н. А. Бердяева, не случайно названная «Об истинной и ложной народной воле» и напечатанная 30 октября 1917 года в газете «Народоправство», является спором с Руссо, хотя его имя и не называется. Для Бердяева народная воля является только волей всех, общая воли народа не может быть выражена самим народом, не может быть выражена и Учредительным собранием, как верховной инстанцией. Как и представители консервативной мысли, Бердяев резко критикует парламентаризм и формальную демократию. Как христианский философ, Бердяев полагает, что выше воли народа стоит воля Божья. Дореволюционные традиции изучения идей Руссо продолжаются в трудах мыслителей русского зарубежья. Как и для П. И. Новгородцева, для С. И. Гессена общая воля не существует в готовом виде, формирование общей воли народа — это бесконечный процесс. В первые годы после Октябрьской революции сосуществовало несколько направлений в интерпретации облика и идей Руссо. Но прежде всего в Советском Союзе исследовались политические идеи Руссо, его теория суверенитета народа, соотношение общей воли и воли всех. Для марксистской мысли либо общая воля совпадает с волей всех членов общества, либо различие между общей волей и волей всех ликвидируется с победой пролетариата. В послереволюционный период, в 20–30 гг. на место законодателя, по Руссо, выражающего общую волю, становится партия. Статья исследователя якобинского этапа Великой Французской революции Я. В. Старосельского «Руссо и якобинская диктатура» является одной из работ сформировавших интерпретацию идей Руссо в Советской России.