XLVIII Международная филологическая научная конференция

Названия людей со сверхъестественными свойствами в коми-пермяцком языке

Юлия Анатольевна Шкураток
Докладчик
доцент
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Анастасия Владимировна Кротова-Гарина
Докладчик
соискатель
Удмуртский государственный университет

199
2019-03-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Коми-пермяцкий язык, мифологические рассказы, люди со сверхъестественными свойствами.

Тезисы

К категории людей со сверхъестественными свойствами относятся «все разновидности так называемых „знающих“ людей: ведьмы, колдуны и колдуньи, знахари и знахарки, шептуны и шептухи, ворожки-гадалки, чернокнижники, а также специалисты-умельцы, странники и этнически чужие, которым приписывается некоторое сверхзнание» [Виноградова, Левкиевская 2010: 30].
Материал исследования был извлечен как из опубликованных источников по к.-п. языку и фольклору, так и из полевых записей авторов. 
Для обозначения данной категории людей в к.-п. говорах активно используется не только исконная лексика. Среди русских заимствований можно назвать лексемы ведьма, вежливеч (колдун на свадьбе), ворожейка, ворожея, гадалка, грамотнöй (колдун), дошлöй (колдун), еретник/ерекник, знакарь/знахарь, колдун/ковдун, колдунья, шоптуння и некоторые другие.
Непроизводная исконная лексема тун ‘колдун’, восходящая к общепермскому *tun [КЭСК, 1970: 286], в современных записях не обнаруживается.
Самой распространенной является лексема тöдiсь (‘знающий’), которая отражает способность «полудемонического существа» обладать какими-либо сакральными знаниями и умениями.
Слово тöдiсь обозначает широкий круг магических специалистов, среди которых можно выделить лекарей; колдунов, занимающийся порчей и лечением при помощи магии; различного рода предсказателей; людей, проводящих обряд черöшлан; профессионалов, которым в традиционном социуме приписывается обладание особым сакральным знанием.
В к.-п. языке также существуют номинации для обозначения «узких» магических специалистов: ворожитчись (досл. ‘занимающийся ворожбой’), вир öлiсь (‘останавливающий кровь’), ен тöдiсь (досл. ‘знающий богов’), тшыкöтчись/тшыкöтiсь (‘портящий’), шопкись (‘шепчущий’), черöшланница (‘вешающая топор’).

Литература
Виноградова Л. Н., Левкиевская Е. Е. Народная демонология Полесья. Т. 1: Люди со сверхъестественными свойствами. М, 2010. 648 с.
КЭСК — Лыткин В. И., Гуляев Е. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М.: Наука, 1970. 386 с.