XLVIII Международная филологическая научная конференция

О фразеологической кальке в поэтическом дискурсе

Ольга Александровна Мещерякова
Докладчик
профессор
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Наталья Викторовна Шестеркина
Докладчик
доцент
МГУ им. Н. П. Огарёва

208
2019-03-21
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Фразеологическая калька, поэтический дискурс, структура и семантика фразеологизма; варианты модификации кальки.

Тезисы

Мир фразеологии в разных языках богат и многообразен. В сопоставительном аспекте наиболее изучены межъязыковые фразеологические корреляты, компоненты которых «часто содержат информацию о реалиях, обладающих культурной маркированностью, различаясь национально-культурной семантикой» (А. М. Мелерович, В. М. Мокиенко). Однако возможность соотнесения фразеологических средств разных языков (а значит и соотнесение фрагментов их картин мира) может быть осуществлена и через обращение к калькированию, которое не сводится лишь к механическому заимствованию — кальки активно осваиваются, в т. ч. в поэтическом дискурсе. Цель данной работы — изучение фактов, подтверждающих возможность рассмотрения фразеологизмов строить воздушные замки, голубая мечта и т. п. как калек с немецкого языка, установление их свойств, обусловленных спецификой немецкой культуры, рассмотрение структуры и семантики фразеологических единиц в стихах русских поэтов. Гипотеза исследования строится на предположении о том, что в поэтическом дискурсе освоение кальки может происходить по-разному. В одних случаях сохраняется близость к структуре и семантике исходной единицы. Так, фразеологизм голубая мечта возник из образа die blauе Blume из романа немецкого писателя Новалиса «Генрих фон Офтердинген». В русской поэтической версии нередко возвращение к исходному мотиву цветка: Посеял я двенадцать маков // На склоне голубой мечты (А. Блок); <…> каждый цветок голубая мечта <…> (В. Набоков). В других случаях модификация кальки касается структуры, семантики: воздушных замков зодчий (П. Вяземский); иметь воздушный замок и может доходить до текстового ее развертывания: строить воздушные замки — стихотворение Б. Слуцкого «Как проехать к воздушному замку».