XLVIII Международная филологическая научная конференция

Лексико-семантическая динамика группы слов со значением ‘лицо, следящее за модой’ в исторической перспективе

Виктория Александровна Мельничук
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

195
2019-03-18
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Семантика, лексико-семантическая группа, диахрония, аксиология, развитие лексического значения, эмоционально-оценочный компонент лексического значения.

Тезисы

Лексико-семантическая группа слов со значением ‘лицо, следующее/ следящее за модой’ в русском языке достаточно обширна. В нее входят такие лексические единицы, как модник — модница, пижон — пижонка, сноб — снобка, щеголь — щеголиха, франт — франтиха, форсун — форсунья, тряпичник — тряпичница, стиляга, фуфыра (м. и ж. р.), денди, хлыщ. Развитие этой лексической группы в исторической перспективе определяется, с одной стороны, связью с конкретным историческим периодом или стилем (щеголь — щеголиха, денди, фашонебль, стиляга) и, с другой стороны, возникновением дополнительных сем (‘принадлежность к определенному социальному кругу’ — фашонабль (фешенебль); ‘имеющий определенные черты характера; характеризующийся определенным поведением’ — фат, форсун). Аксиология слов этой группы оказывается в тесной зависимости от восприятия модного явления, которое нередко подвергается переоценке: … и Костя должен вести себя как человек, а не как стиляга. Видел я у них таких в плащах и шляпах. Вот этот твой высокий, например. (Ю. Домбровский. «Рождение мыши») — Согласно обывательским представлениям, стиляги одевались «стильно», то есть в яркие, чистые, интенсивные окраски: зеленые брюки, желтые рубашки, носили фиолетовые галстуки и огромные «коки», хохлом вперед с зачесом назад. (Анри Волхонский).
Интерес представляет также асимметрия слов этой группы при обозначении лиц мужского и женского пола, которая не только проявляется на словообразовательном уровне, но и находит выражение в эмоционально-оценочном компоненте лексического значения.