XLVIII Международная филологическая научная конференция

Формы интертекстуального взаимодействия и интертекстовые отсылки в критическом обосновании экономики как науки в учебно-научном экономическом тексте конца XVIII в.

Екатерина Геннадьевна Суслова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

204
2019-03-21
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Экономический текст, история немецкого научного текста, интертекстуальные отсылки.

Тезисы

Обоснование научного статуса дисциплины реализуется в тексте путем установления межтекстовых связей. В XVIII в. традиционный подход определял, с какими текстами будет устанавливаться связь. Общепризнанным и основополагающим в течение XVIII в. оставалось «учение о разуме» («Vernunftlehre», логика), которое разрабатывалось в ряде ставших хрестоматийными работ (Johann Michael Sailer, Christian Wolff, Georg Friedrich Meier, Hermann Samuel Reimarus и др.). Конец XVIII в. ознаменовался появлением «критической философии» И. Канта, оказавшей значительное влияние на философию науки. В это время развивается учебно-научный экономический текст, печатаются фундаментальные учебные издания по экономике. В одном из них — «Grundriss einer allgemeinen kritisch-philosophischen Wirthschaftslehre» (Гейдельберг, 1796 г.) с помощью интертекстуальных отсылок эксплицируется критический подход. Анализ интертекстуальных отсылок в тексте позволяет выделить основные черты процесса интертекстуального взаимодействия философского и экономического текста на уровне макро- и микроструктур. Интертекстуальные отсылки размещаются в тексте неравномерно, отдельные части текста не обнаруживают интертекстуальных отсылок, а при ретроспективном рассмотрении эксплицируется вербализованная граница. Интертекстуальное взаимодействие происходит как в прямой, так и опосредованной форме. Цитация, т. е. дословное воспроизведение другого текста с указанием на источник заимствования, количественно уступает пересказу чужого текста и свернутым субстантивным и предложным сочетаниям. Выбор формы интертекстуальной отсылки к тексту или имени неоднозначен и носит субъективный характер. Таким образом, форма интертекстуальной отсылки выступает как инструмент разделения научного знания. Более того, исходный текст воспроизводится в заимствующем тексте как логический алгоритм на уровне композициии.