XLVIII Международная филологическая научная конференция

Псевдонимы и литературные маски Ромена Гари

Светлана Николаевна Эйснер
Докладчик
доцент
Московский государственный лингвистический университет

241
2019-03-22
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Литературная мистификация, идентичность, псевдоним, литературная маска.

Тезисы

Когда писатель подписывает свои произведения псевдонимом, очевидно, что он хочет, чтобы его приняли за другого. Он скрывает свою идентичность, навязывая читателю маску, и предстает перед публикой иным. Использование псевдонима это также способ нарушить сложившийся порядок, сохраняя для общественного мнения положительный образ, тем самым удовлетворяя все стороны: внутреннюю потребность поиска своего «я» и внешний мир. Псевдоним позволяет не подчиняться, не порывая с общественными устоями, со сложившимся медийным образом, скрываться, не убегая, и наконец, получить вторую, другую идентичность, не отрекаясь от самого себя. Таким образом, использование псевдонима редко бывает безобидным, он показывает глубинные внутренние проблемы писателя. Что скрывается за постоянным, даже навязчивым желанием Ромена Гари использовать псевдонимы, ведь Эмиль Ажар это отнюдь  не единственная его литературная маска? Творчество Ромена Гари очень разнообразно, более 20 романов, многочисленные эссе, репортажи, опубликованные во французской и американской прессе, сценарии к фильмам, две опубликованные театральные пьесы. Многие произведения изданы под псевдонимами, самый известный из которых Эмиль Ажар. Этим именем он подписал четыре романа, благодаря чему он получил вторую премию Гонкура. Сама литературная карьера писателя началась с того, что он придумывал себе псевдоним, который соответствовал бы его амбициям, что подробно описано в автобиографическом романе «Обещание на рассвете». Кто же на самом деле Ромен Гари? Как определить правду о человеке, который постоянно смешивает реальное и придуманное, биографию и вымысел, писатель, который сам создавал свою собственную легенду? Ответ на эти вопросы находится в его творчестве. Мы ставим себе задачу попытаться понять, причины, побуждавшие писателя использовать псевдонимы, анализируя его произведения, особенно делая акцент на последнем периоде его творчества.