XLVIII Международная филологическая научная конференция

Проблема героя и антигероя в трилогии о мушкетерах А. Дюма

Ольга Бейнарович
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2019-03-26
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Литература, Франция, французская литература, XIX в., анахронизмы, эмпирическая правда, история, Дюма.

Тезисы

При анализе трилогии о мушкетерах исследователи традиционно относят к положительным героям такие персонажи, как мушкетеры и Николя Фуке, а к отрицательным Ришелье, Кольбера, Мазарини, миледи, Мордаунта, причем двух последних считают воплощением абсолютного зла. Однако при более внимательном прочтении оказывается, что всё далеко не так однозначно. Даже образы миледи и Мордаунта оказываются не настолько отрицательными, как это кажется на первый взгляд. Что же касается остальных героев, их оценка порой меняется кардинально, и из положительных они становятся отрицательными и наоборот. Кардинал — основной противник главных персонажей первой части трилогии. Сначала Дюма создает у читателя отрицательное отношение к своему персонажу, а затем постепенно раскрывает истинную сущность этого человека. Сама борьба, которую ведут с Ришелье главные герои романа, казалось бы, настраивает против него. Но потом Дюма показывает гениальность кардинала и тщетность этой борьбы, ошибочность которой признают сами мушкетеры. Ришелье предстает как великий государственный деятель, вызывающий восхищение. В конце первой части трилогии ему покоряется д’Артаньян, а впоследствии мушкетеры единодушно отдают ему должное, называя великим человеком. Политика кардинала прогрессивна, она направлена на благо Франции, мушкетеры же ведут с ним борьбу, а, следовательно, оказываются не такими положительными героями, как это выглядело изначально. Особый интерес представляет в этом плане образ графа де Ля Фер. Если рассмотреть отдельно то, что говорят о нем его друзья и сам автор, то перед нами предстает честный, благородный, безупречный человек. Однако если проанализировать поступки и слова самого графа, окажется, что это образ антигероя. Мы увидим отъявленного эгоиста с весьма сомнительными моральными качествами, способного на самые неприглядные действия. При первом прочтении внимание концентрируется на словах автора и высказываниях персонажей, другая же сторона выявляется по мере развития сюжета и особенно после тщательного изучения текста и его анализа. Таким образом, получается вполне реальная картина. Граф, весьма обаятельный человек, сразу производил на окружающих очень благоприятное впечатление. Отрицательные же его качества, во-первых, выявлялись лишь при более близком знакомстве, а, во-вторых, во многом компенсировались личным очарованием. Благодаря постепенному раскрытию характера героя обнаруживается его сложность, может быть противоречивость. Автор избегает одномерности в обрисовке «морального портрета», избегает упрощения в психологической мотивировке поведения. Итак, в трилогии Дюма присутствует «динамика» от первоначальной оценки к последующей переоценке, что в корне меняет представление о персонажах, делая их более разносторонними и многогранными.