XLVIII Международная филологическая научная конференция

Имя Лиодор в двух повестях Н. М. Карамзина

Анна Юрьевна Тираспольская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2019-03-20
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Антропоним, повествование, Карамзин, проза, сентиментализм.

Тезисы

Доклад посвящен изучению художественных функций имени Лиодор в двух повестях Карамзина: в ранней незавершенной повести (или романе?) «Лиодор» (1792) и в поздней повести «Анекдот» (1802). В ходе анализа произведений Карамзина выясняется, что имя Лиодор (полное Илиодор, из греч. Хелиодорос), означающее в переводе с греч. «дар Солнца», вступает в непростые, противоречивые связи с сюжетами обеих повестей, в частности, с образами наделенных этим именем героев, их мироощущением, поведением и ключевыми поступками. Так, например, в повести «Лиодор» (которую можно рассматривать в т. ч. как незавершенную попытку создания романа о чувствительном «герое эпохи») герой, чьим именем названо произведение, предстает перед читателями (изображается повествователем), скорее, как омраченный «дар Солнца»: душа молодого человека, вследствие выпавших на его долю потерь и несчастий, «облеклась в вечный траур». Повествование «Лиодора» строится таких образом, что имя и образ героя постоянно сопрягаются с мотивом контраста света и солнца (счастья и радости) и тени и сумрачности мрака (горя и трагедии). Вторым интересным моментом представляется конечный фрагмент произведения (точнее, фрагмент, на котором обрывается текст повести!), в котором герой — «дар Солнца» и дня — встречает свою возлюбленную в ее «женском» мире: в царстве ночи, в сопровождении звезд и месяца — древнейших и универсальных для всех культур атрибутов женского начала. В поздней повести «Анекдот» (носящей притчеобразный характер) имя главного героя Лиодора — тоже страдальца и «несчастливца», подобно Лиодору из первой повести потерявшего всех, кто был особенно дорог его сердцу, — тем не менее, не вступает в «диалогические» отношения с самой идеей «света» и «солнечности», а, скорее, погружается в аллюзивные отношения с историческими (или полулегендарными) личностями — носителями данного имени: 1) древнегреческим писателем III–IV вв. н. э. Гелиодором (Хелиодоросом) и связанной с его именем легендой об отречении от сана епископа и 2) святыми мучениками, носившими имя Илиодор (например, со святым Илиодором Магидским).