XLVIII Международная филологическая научная конференция

Драматургия и театральная критика в журнале «Литературное обозрение» (1936–1941)

Татьяна Викторовна Левченко
Докладчик
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Москва), лаборатория изучения творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXIвв

129
2019-03-27
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Журнал «Литературное обозрение», Федор Левин, театральная критика.

Тезисы

Литературно-критический журнал «Литературное обозрение», начавший выходить в 1936 г. как двухнедельное приложение к журналу «Литературный критик», первые годы своего существования практически не обращался на своих страницах к рецензированию публикуемых в журналах или отдельных изданиях советских и зарубежных пьес, хотя на страницах самого «Литературного критика» регулярно печатались статьи о театральных постановках и о шедеврах мировой драматургии ведущих театральных критиков Ю. Юзовского, Г. Бояджиева, И. Альтмана, А. Гурвича и др. Однако в 1938 г. ситуация изменилась. Сначала в № 11–20 «Лит. обозрения» появилось несколько рецензий (в том числе А. Платонова, С. Гехта, М. Левидова и др.) на пьесы современных авторов. А в №21 уже весь раздел «Советская литература» журнала был полностью отдан критическому разбору пьес «Серебряная падь» Н. Погодина (Ф. Левин), «Половчанские сады» и «Волк» Л. Леонова (С. Гехт), «Таня» А. Арбузова (М. Левидов), «Шел солдат с фронта» В. Катаева (В. Гурилев), «Ключи от Берлина» К. Финна и М. Гуса (И. Дунайский). В номер так же вошла большая статья известного актера Вахтанговского театра А. Горюнова, посвященная 40-летию МХАТа. Но главное, читателям было специально объявлено, что «с этого номера редакция включает в число рецензируемых ею произведений также и пьесы советских драматургов, поставленные и готовящиеся к постановке в текущем театральном сезоне». Подобная декларативность отвечала идеологическими установкам и запросам времени. После разгрома в январе 1938 г. театра Мейерхольда, коллективы ведущих театров Москвы неизменно повторяли в своих заявлениях, поддерживающих это «своевременное решение Всесоюзного комитета по делам искусств»: «Будем неуклонно строить наш репертуар так, чтобы в нем преобладающую роль играла советская драматургия» (Вахтанговский театр); «Репертуар в основном должен состоять из советских пьес, дающих верное представление о советской действительности, раскрывающих образ нового советского человека, связывающих театр с великим социалистическим строительством» (Камерный театр) и т. д. («Советское искусство» 10.01.1938). Но в то же время, существовали внутренние редакционные причины подобного интереса к современной театральной критике и драматургии. Они были связанны с приходом на постоянную работу в оба журнала литературного критика Ф. М. Левина (1901–1972). Рецензии и статьи Левина регулярно печатались на их страницах с самых первых номеров, но именно летом 1938 г. он становится заместителем главного редактора «Лит. критика» философа М. Розенталя и сменяет его на посту главного редактора «Лит. обозрения». Материалы архива Левина позволяют полнее оценить и выбор произведений для критического анализа и его последствия.