XLVIII Международная филологическая научная конференция

Фердинандо Моретти при Русском дворе и реформа opera seria

Bella Brover-Lubovsky
Докладчик
профессор
Jerusalem Academy of Music and Dance Israel

129
2019-03-25
11:10 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

Итальянская опера, либреттоведение, Фердинандо Моретти, Пьетро Метастазио, Джузеппе Сарти, Доменико Чимароза, Виченте Мартин и Солер.

Тезисы

Творчество Миланского поэта Ф. Моретти (???–1807, Moretti), мало известно как у него на родине, в Италии, так и в России, где он прослужил более двадцати лет. Его дебют в качестве либреттиста в Ла Скала с оперой «Idalide [ossia la vergine del sole]» 08.01.1783, с музыкой Д. Сарти (1729–1802, Sarti) и сценическим оформлением Пьетро Гонзага (1750–1831, Gonzaga), стал сенсацией сезона; «Idalide» ставилась во многих театрах Европы, а также была положена на музыку Л. Керубини (1760–1842, Cherubini), Ф. Бьянки (1752–1810, Bianchi) и Д. Чимароза (1749–1801, Cimarosa). Основанный на новелле Мармонтеля (1723–1799, Marmontel) «Les Incas» (1777), текст либретто воссоздавал эффектные зрелища, экзотический колорит и отличался гибкостью в использовании оперных форм. Последующие работы Моретти для Милана («Ademira», «Ariarate», «Alcinda», «Antioco» и др.) закрепили его репутацию автора ревизионистских текстов, подобно М. Верадзи (1730–1794, Verazi), К. И. Фругони (1692–1768, Frugoni), Г. Серторy (1760–1805, Sertor) и А. Сографи (1759–1818, Sografi) c их интересом к сценическим смертям и природным катаклизмам, объединению вокальных номеров и диалогов в крупные сцены и упразднению конвенциональной выходной арии (aria di sortita). Хотя с переездом в Россию (1785) и служебными обязанностями придворного поэта Моретти в основном сочинял тексты пасторальных панегирических кантат для исполнения ‘при столе’, с музыкой Сарти, Чимарозы и В. Мартин-и-Солера (1754–1806, Martín y Soler), его оперные либретто продолжили пост-Метастазианскую реформу с ее тенденцией к зрелищности и использованию крупных сценических блоков. Основываясь на четырехтомном издании его поэзии (Ст. Петербург: Типография Академии художеств, 1797) и письмах из частной коллекции, я анализирую реформаторские черты в его оперных либретто Русского периода.