XLVIII Международная филологическая научная конференция

Лексема сердце в «Словаре традиционных поэтических образов»: XI–XII вв. и начало XX в.

Наталья Андреевна Афанасьева
Докладчик
доцент
Цукубский университет (Япония)

129
2019-03-19
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Словарь традиционных поэтических образов, лексема сердце.

Тезисы

Собираемый «Словарь традиционных поэтических образов» по своему типу согласно классификации Л. Л. Шестаковой относится к словарям образов. Цель «Словаря традиционных поэтических образов. XVIII–XX вв.» — выявить особенности бытования и динамические процессы в структуре и семантике образов русской поэзии нового времени. Цель «Словаря традиционных поэтических образов: ХI–XVI вв.» — проследить истоки значимых для русского поэтического сознания образов в произведениях древнерусских авторов. Поставленные цели определяют как структуру всего словаря, так и основные различия в организации описания образов в структуре словарной статьи разных частей словаря. Под традиционным поэтическим образом (ТПО) понимается образ, проходящий в русской поэзии через все поэтические эпохи, школы и направления, имеющий архетипичные корни, являющийся одновременно категорией языка и поэтического сознания. Например, путь, огонь, вино, чаша, нить, театр, игра– ‘жизнь’; огонь, вино, болезнь ‘любовь’ и др. При описании ТПО обращаемся к понятиям структура и схема словесной реализации образа, которые позволяют проследить динамику развития образной системы в русской поэзии нового времени и древнерусской литературе. В основе структуры образа лежит метафора. Конкретное соотносится с абстрактным. При развертывании образа значимую роль играет лексика СП «Человек». Такие слова, как сердце, душа, грудь, играют особую роль, т. к. благодаря языковому значению способны выступать при реализации образа сразу в значении абстрактного компонента и компонента «человек». Словник основной части словаря включает словарные статьи, организованные по конкретному компоненту образа. Однако вторая часть словника включает сводные таблицы, в которых представлен абстрактный компонент образа. В данном случае это лексема сердце. Сводная словарная статья слова сердце XI–XII вв. и словарная статья нач. XX в. имеют существенные отличия и с точки зрения содержания статей, где указаны те образные параллели, которые были представлены в древнерусской литературе и поэзии Серебряного века; и с точки зрения ее организации, определяемой целью каждой части словаря. Основное различие в содержании словарных статей «сердце» связано как с образными представлениями, так и с языковым значением слова сердце в  исследуемые эпохи.