XLVII Международная филологическая научная конференция

Венгерский театр насилия (на примере творчества Корнеля Мундруцо)

Оливия Каспшик
Докладчик
аспирант
Варшавский университет

201
2018-03-27
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

К. Мундруцо; венгерский театр; современный театр; насилие; гиперреализм

Тезисы

На протяжении всего своего творчества Корнель Мундруцо нередко использовал литературу как источник театрального вдохновения. Однако его самые скандальные спектакли имели свой источник в русской литературе – «Лед» В. Сорокина и «Трудно быть Богом» по мотивам романа братьев Стругацких. Эти два спектакля –  два разных дистопических взгляда на современного человека, на его желания, страхи, страдания. Спектакли Мундруцо представляют собой сочетание актуальных, остросоциальных тем и столь же ужасающей театральной формы. Многие называют театр Мундруцо «восточно-европейским хардкорным  реализмом» (Eastern European hardcore reality theatre). «Трудно быть Богом» и «Лед» - это зрелища, которые являются лучшим примером его пугающей натуралистической и жестокой эстетики. И он использует этот хардкорный театр, чтобы рассказать историю человека, со всей его физиологией и наготой. Герои Мундруцо - общечеловеческий символ цивилизации. Спектакли Мундруцо - столкновение документа с социологическим исследованием и театральной фантастикой. Это не просто спектакль о проблеме современного общества. В гораздо большей степени это картины о человеческой ответственности, о пределах нашей единичной ответственности за мир, в котором мы живем, за зло, которое в нем преобладает. Режиссер бросает своих персонажей в страшный мир повседневной гиперреальности Восточной Европы, где они являются игрушкой для других – с ужасающими результатами. Методы Мундруцо позволяют ему разрушать пространство между зрителем и актером – у него границы практически не существуют, благодаря чему его спектакли (как и фильмы) сильно воздействуют на зрителя, пробуждая к крайним эмоциям через псевдодокументальный грязный натурализм, через грубую правду. Шокирующие насилие спектаклей Мундруцо заставляет нас задаться вопросами: почему мы закрываем глаза на самую жестокую угрозу правам и целостности других, слабых и обездоленных? Почему мы думаем, что кто-то другой позаботиться о счастье и безопасности нашей цивилизаций?