XLVII Международная филологическая научная конференция

Обычай захоронения в жилище (по материалам коми фольклора)

Надежда Степановна Коровина
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН

213
2018-03-20
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

коми народная сказка, обычай захоронения в жилище, красный угол, печь и околопечное пространство, этнографический субстрат, единица домашнего пространства

Тезисы

Обычай захоронения в жилище является одним из наиболее архаических способов погребения человека. Сведения о существовании этого обычая у коми довольно незначительные. Наиболее полные сведения по обычаю захоронения в жилище сохранились у коми в фольклорных произведениях. Поэтому именно они, а в большей степени коми сказки, стали источником для его изучения. Нам удалось обнаружить более девяти текстов (в т.ч. один коми-пермяцкий) и одну лирическую песню, где отразились эти древние представления. Анализируя сюжеты указанных фольклорных произведений, можно заметить в них такую особенность: после похорон умерших родителей все остальные члены семьи тут же или через некоторое время покидали это жилище. Исходя из сказанного, можно предположить, что в анализируемых нами фольклорных произведениях отражен обычай захоронения в жилище в его более поздней разновидности, появившийся тогда, когда уже возникло представление об опасности умершего для окружающих, стремление отделить его от живых, т.е. покинуть его, переселиться в другое место. Особенность имеющихся примеров состоит в том, что в них указано довольно много различных мест захоронений. В итоге получается, что все они связаны, прежде всего, с двумя углами, один из них - «ен пельöс» (божий угол), другой - включает в себя печь и околопечное пространство (печной угол). В системе ритуально-мифологических представлений эти углы, как известно, являются наиболее отмеченными. Проведенный анализ позволяет высказать предположение, что обычай захоронения в красном (божьем) углу, а также в границах печи и печного угла, не просто плод фантазии исполнителя. Однако пока трудно сказать, имеются ли корни этого обычая в реальной археологической и этнографической практике, или здесь мы сталкиваемся с планом только мифологического значения.