XLVII Международная филологическая научная конференция

Роль просодического тембра в передаче эмоционального значения высказывания (на материале восклицательных предложений)

Варвара Сергеевна Могученок
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

157
2018-03-20
16:00 - 16:15

Ключевые слова, аннотация

Фонетика, интонация, тембр, эмоции, восприятие

Тезисы

В данном докладе представлены результаты исследования по выявлению на спектре акустических коррелятов просодического тембра. Эксперимент проводился на материале записи эмоционально окрашенных высказываний. В записи принимали участие как профессиональные актеры, так и обычные носители языка без специальных навыков в эмоциональной речи.
Проблема взаимосвязи акустических характеристик с эмоциональным содержанием речи представляет большой научный интерес, как в теоретическом плане, так и для решения различных прикладных задач, в том числе определения объективного состояния человека по звучанию его голоса в различных сферах деятельности, в частности, в психологии, в криминалистике, в медицине. Тембр придает дополнительную окраску реализуемым высказываниям при передаче презрения, возмущения, гнева, злости, повышая выразительность высказываний.
В ходе проведенного перцептивного эксперимента были выделены эмоциональные значения, которые верно опознавались информантами с наибольшей вероятностью (95-100%), такими эмоциями стали «радость», «печаль», «страх» и «гнев». Фразы с данными эмоциями были отобраны для проведения инструментального анализа, который показал, какие именно спектральные характеристики эмоционально окрашенных фраз могут объясняться только различием в просодическом тембре при прочих равных акустических параметрах (высоте, громкости, направлении мелодического контура).
Аналогичный инструментальный анализ был проведен на другом типе материала – восклицательных фразах с различным эмоциональным значением, отобранных из аудиосказок. Данные перцептивного, а затем и инструментального анализа показали схожие результаты по сравнению с первой частью исследования.