XLVII Международная филологическая научная конференция

Первые проекты фильмов по произведениям Федора Сологуба: путь к авторскому киносценарию

Анастасия Владимировна Сысоева
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

188
2018-03-21
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Федор Сологуб, немое кино, "Мелкий бес", "Слаще яда", "Лик зверя", "Звериный быт", сценарий

Тезисы

Сологуб высоко оценил возможности кино, как только новое искусство появилось, и вскоре начал сотрудничать с кинофирмами. Выбор для съемок определенных текстов можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, спросом со стороны постановщиков и требованиями эпохи. Во-вторых, особой ценностью произведения для писателя или тем, что работа над текстом продолжалась в годы развития игрового кино. Наконец, определенные произведения оказывались более подходящими для съемок благодаря наличию ярких визуальных образов, ясно читаемого динамичного сюжета.Первое предложение об экранизации произведения поступило писателю от общества «А. Ханжонков и Ко» 15 октября 1914 г., но не было реализовано; более того, предприниматель опирался на ошибочные сведения о несуществующем тексте. Эта же фирма вскоре купила право инсценировки романа «Мелкий бес». Несмотря на то, что сохранилась информация о составе исполнителей, а картина вошла в список вышедших на экран, также вероятным остается предположение о том, что съемки не были завершены. В 1916 г. товарищество «Фильмарок» выпустило картину «Слаще яда». По словам А. И. Бек-Назарова, исполнителя роли главного героя Евгения Хмарова, фильм пользовался популярностью. Заказ на подготовку сценария по рассказу «Звериный быт» был отправлен писателю 22 августа 1916 г. Сологуб подготовил текст«Лик зверя», обозначенный как «конспект сценария», по содержанию и форме он близок активно публиковавшимся в 1914–1916 гг. кинолибретто. Писатель пересказывал содержание рассказа с разной степенью подробности, давая отсылки к страницам книги. Фильм выпустило товарищество «Продалент». Судя по рецензии на фильм, его сюжет отличается и от рассказа, и от конспекта сценария. Видимо, режиссер А. А. Аркатов, у которого  был опыт написания сценариев, доработал его.