XLVII Международная филологическая научная конференция

Авангардные полеты: авиационные темы в сибирской детской литературе 1920-1930-х гг.

Ксения Вадимовна Абрамова
Докладчик
доцент
Новосибирский государственный педагогический университет

188
2018-03-21
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

авангард, авиация, полеты, детская литература, сибирская литература, искусство авангарда, сибирская периодика



Тезисы

Развитие авиации в начале XX века стало воплощением давней мечты человека о полете, и вызвало большой интерес у деятелей искусства различных направлений. Но именно в искусстве авангарда возможность полета с помощью невероятного механизма вызывала восторг, поскольку она воспринималась как проявление возможностей технического прогресса, проявления «будущего». В детской литературе 1920-1930-х годов тема самолетов, их предназначения и развития занимает важное место. В нашем докладе мы описываем некоторые особенности проявления авиационных тем в сибирской детской периодике и в отдельных сочинениях сибирских авторов 1920-1930-х годов. В большинстве журналов для детей и юношества, выходивших в эти годы в Томске, Омске, Новосибирске, Иркутске, темы полетов и летной техники никак не затрагиваются. Тем не менее, в 1924-1925 годах в Новониколаевске выпускается бюллетень Общества Друзей Воздушного Флота, рассчитанный в том числе и на молодежную аудиторию, в «Сибирском детском журнале» (1928-1932 гг, с июня 1928 года выходил под названием «Товарищ»), авиационные темы также появляются довольно часто. Кроме того, в 1925 году в издательстве ОДВФ Новониколаевска выходят две книги Андрея Кручины – «Конек-летунок: По П. П. Ершову: Аэросказка» и «Чудесные похождения Иванова Евдения». В докладе мы анализируем художественные произведения, опубликованные в указанных журналах, и книги А. Кручины с точки зрения отображения в них авиационных тем и мотивов, а также с точки зрения проявления в них черт авангардного искусства 1920-х-1930-х годов. Также мы прослеживаем, как в произведениях сибирских авторов отображалось изменение восприятия темы полета, как данные мотивы постепенно трансформировались, преображались, утрачивая составляющие, характерные для искусства авангарда.