XLVII Международная филологическая научная конференция

Эсхатологическое чтение печорских крестьян: Слово Палладия Мниха о втором пришествии Христа и Страшном Суде.

Татьяна Федоровна Волкова
Докладчик
профессор
Сыктывкарский государственный университет

188
2018-03-19
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Круг чтения печорских крестьян-старообрядцев XVIII-XIX вв., Усть-цилемский книжный центр, эсхатологическая литература, Слово палладия мниха о втором пришествии Христа и Страшном суде

Тезисы

В докладе характеризуются печорские списки средневекового эсхатологического сочинения – Слова Палладия мниха о втором пришествии Христа и страшном суде. Это достаточно раннее сочинение (IV–VI вв.), стоящее у истоков эсхатологической традиции, при описании знамений конца мира опирающееся на образную систему «Откровения» Иоанна Богослова и библейских пророчеств, используя которые автор нарисовал впечатляющие картины конца мира, второго пришествия на землю Христа и Страшного Суда над живыми и мертвыми, праведниками и грешниками. Сопоставление «Слова» с другими эсхатологическими сочинениями показало, что хотя все они восходят к одному источнику – тексту Священного Писания, «Слово» Палладия мниха занимает свое особое место среди памятников о втором пришествии Христа и о Страшном Суде и имеет присущие только ему оригинальные мотивы и образы, которые повлияли на создание ряда других, более поздних, эсхатологических сочинений («Хождение Богородицы по мукам», «Житие Василия Нового»). В докладе анализируется своеобразный сюжет слова, являющегося памятником торжественного красноречия. Слово Палладия мниха получило большое распространение у крестьян-старообрядцев Усть-Цилемского района Республики Коми – уникального центра старинной книжности. В докладе используется материал 11-ти печорских списков Слова конца XVII-первой трети XIX вв. Изучение всех дошедших до нас печорских списков «Слова» показало, что текст его мало трансформировался при переписке и оставался достаточно устойчивым. Обнаруженные нами в этих списках разночтения носят незначительный характер и не меняют смысла повествования. Но значительное количество сохранившихся на Печоре списков Слова Палладия Мниха свидетельствует о большом интересе печорских крестьян к эсхатологической тематике Слова и его впечатляющим образам, что дает дополнительный материал для характеристики литературных вкусов печорцев, расширяет представления о круге их чтения.