XLVII Международная филологическая научная конференция

Читатель реалистического романа: взаимодействие с текстом

Наталья Савельевна Мовнина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2018-03-20
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

русская литература XIX века; читательские практики; русский реалистический роман; литературные образцы; мимесис

Тезисы

В исследованиях читательских практик XVIII- XIX вв. большое внимание уделяется такому модусу взаимодействия читателей с текстом, который представляет собой подражание литературным образцам. Речь прежде всего идет  о периоде конца XVIII – начала XIX вв., который еще современниками ощущался как своеобразная революция в масштабах и способах чтения, включая стремление подражать литературным героям в собственной жизни. На материале, ограниченном этими же временными рамками, разработаны концепции, описывающие читательские практики, характерные для сообществ наиболее образованных читателей: ориентированное на античные модели культурно значимое поведение русского дворянства ( «жизнь по книге» у Ю. Лотмана) и использование книги как «эмоциональной матрицы» для организации душевных переживаний читателей (А. Зорин). В докладе ставится вопрос о читательском мимесисе на материале второй половины XIX века применительно к тому типу литературы, который, по выражению О. Мандельштама, «воспитывал целые поколения <…> был эпидемией, общественной модой, школой и религией».   Отталкиваясь от известной цитаты из дневника А. Суворина, посвященной И. Тургеневу («Среди общества юного, настроенного или меланхолией, или литературой, он явился учителем. Он создавал образы мужчин и женщин, которые становились образцами. Он давал моду. Его романы — это модный журнал, в котором он был и сотрудником, и редактором, и издателем. Он придумывал покрой, он придумывал душу, и по этим образцам многие россияне одевались»), я рассматриваю, как преобразуется механизм читательского мимесиса в той мере, в какой речь идет о взаимодействии читателей с реалистическим романом второй половины XIXвека.