XLVII Международная филологическая научная конференция

Взаимоотношения культуры Востока и Запада в романе Орхана Памука "Черная книга"

Елена Александровна Груздева
Докладчик
доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет

2-у
2018-03-21
14:55 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

турецкая литература, суфизм, постмодернизм, культура Востока и Запада, Орхан Памук

Тезисы

Статья посвящена анализу основной темы, представленной в творчестве Орхана Памука, - изображение Турции в контексте взаимоотношений Востока и Запада. В этом смысле является показательным роман «Черная книга», действие которого происходит в Стамбуле в конце 1970-х годов – накануне военного переворота 1980 года, с экскурсами в различные периоды турецкой и восточной истории. В романе «Черная книга» представлена концепция существования человека в едином пространстве, где мечты и реальность, верх и низ меняются местами, переходят один в другой, составляя единое целое. Мотив смены верха и низа осмысляется турецким автором при помощи образов суфийского учения. Одним из таких образов у Орхана Памука является колодец, который воплощает тайну, мистическое, связь настоящего с прошлым, возвышенных и земных устремлений человека. Мотив подражания, становления «другим» является сквозным в романе Орхана Памука. С развитием повествования он раскрывается на разных уровнях: подражание мира Востока миру Запада, подражание одного художественного текста другому, желание одной личности стать другой. Турецкий писатель пишет о том, что результатом процесса подражания становится новая реальность, зачастую более совершенная, нежели оригинал. Все герои романа и окружающие их предметы и явления рассказывают свои истории о Турции. Так, например, находящаяся недалеко от его дома, известная герою с детства лавка Алладина становится своеобразной моделью Турции, отражает пристрастия людей к определенным предметам в разные периоды развития турецкого общества. Турецкий автор в романе обращается к проблеме взаимовлияния литературы Востока и Запада, он признает тот факт, что многие известные сюжеты параллельно появились в восточной и западной культуре (путешествие в потусторонний мир, робинзонада, мотив о великом Спасителе). В статье объясняется смысл названия книги, которое соотносится с обозначение высшего этапа духовного пути человека, который сам турецкий писатель называет «темная личность, черный стиль». В целом, книга Орхана Памука изображает восхождение личности от изменяющегося мнимореального мира к подлинной сущности бытия.