XLVII Международная филологическая научная конференция

К вопросу о реновации заданий Теста по русскому языку как иностранному ТРКИ-II/B2, ТРКИ-III/C1, ТРКИ-IV/C2

Надежда Александровна Дубинина
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет
Ирина Юрьевна Ильичева
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет

кинозал
2018-03-24
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

тестирование по русскому языку как иностранному; ТРКИ; тестирование; РКИ; типовой тест;

Тезисы


Система тестирования по русскому языку как иностранному, созданная в 1990ые годы, нуждается в настоящее время в обновлении. За прошедшие десятилетия, благодаря различным факторам, например, развитию информационных технологий, произошли существенные изменения в жизни общества, и, соответственно, в преподавании РКИ. ТРКИ разрабатывался с учетом принципов Общеевропейских компетенций (CEFR), и, таким образом, в первую очередь, должен соответствовать потребностям современной личности в коммуникации на иностранном языке. Типовые тесты уровней ТРКИ-II/B2, ТРКИ-III/C1, ТРКИ-IV/C2 были изданы в 1990 – 2000 годах и с тех пор не корректировались, лексический минимум ТРКИ-II/B2  датирован 2009 годом. Изначально тесты предназначались для кандидатов, которые изучали русский язык в России в качестве студентов подготовительных отделений и стажеров, с последующим поступлением  в российские вузы, или планировали работать на совместных предприятиях, расположенных в России. Однако в настоящее время  контингент тестируемых расширился за счет специалистов, которым сертификат об уровне владения русским языком необходим для работы за пределами России. Среди них достаточно большую группу кандидатов составляют соотечественники, проживающие за рубежом. У данных категорий кандидатов, в первую очередь, востребованы сертификаты перечисленных  уровней. Задания Типовых тестов на данный момент не вполне соответствуют современным реалиям. Так, например, в соответствии с Типовым тестом, в субтесте «Письмо» ТРКИ-II/B2 в двух заданиях  кандидаты должны написать неформальное письмо и реализовать интенцию «рекомендация». Субтест «Письмо», ТРКИ-III/C1 включает задание, в котором нужно составить сообщение для передачи по факсу. В связи с выявленными проблемами, в настоящее время разрабатывается проект реновации тестовых заданий и Типовых тестов.