XLVII Международная филологическая научная конференция

Фарерские баллады. Литературный эксперимент или традиция.

Дмитрий Дмитриевич Пиотровский
Докладчик
доцент
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова

214
2018-03-22
14:20 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Устная традиция, Фарерские баллады, композиция, тема, текст.

Тезисы

В связи с фарерскими балладами о Нибелунгах нерешенной остается проблема общей композиции цикла. Первая часть цикла обнаруживает существенное сходство с исландской версией истории, известной по «Старшей Эдде», «Младшей Эдде», «Саге о Вёльсунгах», «Саге о Тидрике Бернском», вторая же явно имеет много общего с версией немецкой, представленной, прежде всего «Песней о Нибелунгах». При этом граница между двумя традициями проходит не между двумя песнями цикла, а внутри одной из них, а именно внутри «Песни о Бринхильде». Этот факт является аргументом против Теории Андреаса Хойслера, согласно которой история о Нибелунгах первоначально представляла собой два разных литературных памятника. Теоретически мыслимыми представляются две интерпретации такого положения дел. Либо имеет место сознательное комбинирование двух литературных источников, то есть своего рода литературный эксперимент; либо ситуация с фарерским циклом баллад представляет собой органичное развитие устной традиции. Верно второе. В этом случае Фарерские острова оказываются уникальным местом, в котором сохранились существенные признаки устной литературы, в то время как во всем мире происходило все более и более широкое распространение книжной словесности.