XLVII Международная филологическая научная конференция

Фонетический компонент как часть экзамена по английскому языку

Светлана Михайловна Зенкевич
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

кинозал
2018-03-24
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Фонетика, международные экзамены, ЕГЭ, CEFR, напряженные/ненапряженные гласные, синтагматическое членение речи.

Тезисы

На современном этапе не только учащиеся школ и студенты, но и представители самых разных  профессий  сталкиваются с требованием  подтверждения языковой компетенции в области иностранного языка.
Поскольку международные экзамены и ЕГЭ включают в себя задание на говорение, представляется необходимым провести сравнительный анализ части «Говорение», представленного в разных форматах.
В ЕГЭ проверке непосредственно фонетических навыков посвящено одно из четырех заданий по говорению. Здесь перед экзаменуемым ставится задача четкого прочтения текста с учетом разнообразных фонетических явлений на сегментном и супрасегментном уровнях. В частности, от тестируемых ожидают различения напряженных/ненапряженных гласных, правильного произнесения межзубных согласных, логичного синтагматического членения, интонационного оформления предложений в соответствии с коммуникативным типом высказывания и др.
Международные экзамены FCE, CAE и IELTS также включает 4 задания по говорению. Однако,  в отличие от ЕГЭ, ни один из этих экзаменов не содержит задания по чтению, направленного на оценку чисто фонетических навыков. Тем не менее, это еще не дает нам оснований утверждать, что международные экзамены игнорируют уровень сформированности произносительных навыков у кандидатов. Напротив, в 2017 году завершился обширный проект Совета Европы по уточнению фонологических дескрипторов, используемых для оценки устных ответов. В результате  шкала CEFR пополнилась достаточно большим количеством разнообразных дескрипторов, которые позволяют экзаменаторам  наряду с грамматическими и лексическими навыками единообразно оценить артикуляторные  и просодические характеристики речи экзаменуемых.